1 июня в России вступает в силу закон о Fan ID, вводящий «паспорта болельщиков», без которых нельзя будет купить билеты на ряд спортивных мероприятий. Не первый год эту идею бойкотируют фанаты московского «Спартака» — активные болельщики осознанно не ходят на матчи с участием любимого клуба, требуя отмены закона. Сможет ли бойкот «Фратрии» привести к пересмотру или упразднению Fan ID или же он расколет фанатское движение?
Как появился закон о Fan ID
Соответствующие поправки в законодательство были приняты Госдумой еще в декабре 2021 года. Согласно закону, правительство получает полномочия определять, при посещении каких спортивных соревнований требуются обязательные идентификация и аутентификация зрителей, самих участников мероприятий и других лиц, связанных с их проведением.
Например, кабмин решает, что условный футбольный матч требует идентификации и аутентификации его гостей и участников. Для этого посетителям понадобится персонифицированная карта — так называемый «паспорт болельщика» (Fan ID). Без него билет на мероприятие не продадут. Получить этот документ можно будет на портале госуслуг, подав заявление.
Заявителю — болельщику либо участнику турнира — могут отказать в оформлении Fan ID, если известно, что он ранее нарушал общественный порядок на спортивном мероприятии. Это касается и тех, кто хулиганил за пределами России. Помимо этого, «паспорт болельщика» не выдадут тому, кто, по данным системы, может иметь намерение нарушить закон.
Почему Fan ID взбесил фанатов «Спартака» и что они думают о нем сейчас
В январе прошлого года, примерно через месяц после принятия вышеуказанных поправок, на сайте объединения «Фратрия» появилось сообщение о бойкоте «паспортов болельщиков». Фанаты
«Фратрия»: «Наш бойкот начинается с этой минуты и продлится до момента полной отмены принятого закона. Бойкот распространяется на все фанатские объединения, организации и коллективы, отождествляющие себя со „Спартаком“: Москвы, России, стран СНГ и всего мира! Мы оставляем за собой право посещения матчей с участием команд, представляющих наше великое имя, в тех видах спорта и лигах, куда еще не добрался карающий цифровой жезл „закона“ и „порядка“».
Отметим, что до «Фратрии» бойкот объявляло главное фанатское объединение «Зенита» — «Ландскрона». К протесту также присоединялись и другие сообщества болельщиков, писал РБК.
Сейчас протестные настроения фанатов различных ФК поубавились, но наиболее преданные болельщики «Спартака»
Соратники «Фратрии» рассказали НТВ, что считают Fan ID излишним инструментом контроля со стороны силовиков. В частности, фанат
Андрей Евдокимов: «Бывали случаи еще на чемпионате мира по футболу в 2018 году, когда людям не давали Fan ID, хотя они вообще первый раз в жизни решили сходить на футбол.
Болельщик также считает, что бойкот результативен — посещаемость турниров, где играет «Спартак», снизилась, атмосфера помрачнела. По мнению фаната
Другой болельщик «Спартака» Сергей Тихонов (имя изменено — прим. НТВ) выразил мнение, что закон о «паспортах болельщиков» лишает людей возможности спокойно пойти и посмотреть игру с любимой командой, отдушины, где можно выплеснуть эмоции. Собеседник НТВ назвал это сплошным контролем и заверил, что теперь «каждый выберет поездку на дачу с друзьями, нежели все это безвкусие».
Футбольный эксперт и бывший полузащитник сборной России Александр Мостовой тоже усомнился в необходимости вводить «паспорт болельщика». По его мнению, силовые структуры уже обладают достаточным контролем, чтобы не допускать правонарушений или провокаций на турнирах.
Александр Мостовой: «Сейчас ты из дома вышел, и люди уже знают, куда ты идешь. Тем более, мне кажется, что на стадионах камер и полиции уже стало больше, чем болельщиков. В общем, не видел и не вижу смысла в этом Fan ID. Ничего плохого в нем нет, но и хорошего тоже я не нахожу».
Возможна ли отмена закона о Fan ID
Олимпийская чемпионка и депутат Госдумы Светлана Журова рассказала НТВ, что закон о Fan ID изначально вносился в парламент для того, чтобы Дума не вводила этот же закон каждый раз, когда принимаются международные соревнования. По сути, говорит парламентарий, это закон, работающий по ситуации.
Светлана Журова: «У него очень интересная форма принятия: правительство само решит, нужен Fan ID для тех или иных соревнований или нет. То есть в законе вообще нет прямого обязательства вводить Fan ID. Законодатели дали кабмину право в зависимости от ситуации — характера соревнований и их уровня — определять, нужен тут „паспорт болельщика“ или нет. Закон только про это, так сделано специально».
Отвечая на претензии «Фратрии», Журова заявила, что болельщикам, особенно активным, всегда нужен протест. По мнению собеседницы НТВ, они этим живут, и если бы не Fan ID, то придумали бы
Что касается требований болельщиков «Спартака» отменить закон о Fan ID, Журова заявила, что для этого фанатам бессмысленно вести диалог с законодателями. Теперь это вопрос к Российскому футбольному союзу и силовым структурам, определяющим, где нужен Fan ID, а где нет, а также к самому правительству.
Светлана Журова: «Ну отменят закон, а потом опять его принимать, когда будут
Как «паспорт болельщика» может расколоть фанатов «Спартака»
В комментарии НТВ бывший лидер «Фратрии» Иван Катанаев подчеркнул, что не считает Fan ID
С другой стороны, Катанаев призывает не умалять вину и самих болельщиков. По его мнению, фанатам «Спартака» нужно было с самого начала договориться, чтобы все фанатские активы и группировки получили эти паспорта. Для этого нужно было обсудить ситуацию с РФС, МВД и другими силовыми ведомствами, дать списки, чтобы все получили Fan ID. Потом, если человека поймают на нарушении порядка, его этого документа лишают, но тут уже претензий быть не должно, правила игры известны, добавил
Иван Катанаев: «То, что среди болельщиков
Александр Мостовой также обратил внимание, что 70% болельщиков в «Лужниках» во время финала Кубка России были от «Спартака». При этом формально бойкот и поддерживает только «Спартак», тогда как фанаты других клубов уже не выходят против Fan ID, заметил
В заключение Катанаев назвал совершенно провальным протест «Фратрии» и сказал, что сейчас они загнали себя в угол, поскольку любое движение для них сродни поражению.