От калифорнийского побережья до Соломоновых островов 12 тысяч километров, но теперь они официально одна из главных угроз США. Небольшому архипелагу в Тихом океане, которое занимает предпоследнее место в мире по численности населения, ядерная держава угрожает военным вторжением, если местные власти позволят Китаю создать там военную базу.
Новая точка напряжения в Тихом океане появилась после того, как архипелаг подписал с Китаем соглашение о безопасности. Американцы и их союзники увидели в этом превращение островов в военный плацдарм КНР. Сперва США пытались договориться с архипелагом — вдруг решили поставить туда вакцины и целый плавучий госпиталь, хотя посольства Соединённых Штатов там уже лет 30 нет, но, так и не получив желаемого ответа, быстро перешли к угрозам. Готовность к битве за Соломоновы острова первой поддержала Австралия — от нее до архипелага меньше двух тысяч километров.
Питер Даттон, министр обороны Австралии: «Единственный способ сохранить мир — подготовиться к войне и быть сильной страной, не съеживаться, не преклонять колени, не быть слабыми. Такова сегодняшняя реальность — вероятность конфликта в регионе высока. А растущие амбиции Китая сегодня можно сравнить с амбициями нацистской Германии в
В Пекине заявления министра обороны Австралии назвали пропагандой войны, причем сделанной в корыстных политических целях, очевидно намекая на предстоящие в Австралии майские парламентские выборы, где кандидаты пугают китайской угрозой и обещают в случае своей победы спасти от влияния КНР Соломоновы острова.
Пол Джиарра, эксперт в сфере национальной безопасности: «Соломоновы острова называют морскими львами, которые обеспечивают связь между Австралией и США. Дело просто в их географическом положении. Чисто физически это невозможно изменить, а вот политически и в военном смысле возможны изменения. Если они переходят из рук в руки, то все зависит от того, кто владеет этой территорией».
В 2019 году архипелаг разорвал дипотношения с Тайванем и признал единый Китай. Вскоре в стране начались антиправительственные беспорядки. Тогда
Манассе Согаваре,
С того момента, как США посчитали, что сдерживание Китая — их главная задача в международной политике, Австралия стала важнейшей опорной силой Вашингтона. Так в
Отношения Австралии и КНР резко испортились с началом эпидемии. Когда Канберра вслед за Вашингтоном призвала Пекин ответить за появление вируса. В Пекине ответили торговыми санкциями. Вторым действием КНР стало «соломоново решение» на развернутый в регионе антикитайский фронт.
Конечно, в Поднебесной уже не раз отрицали планы о создании на островах своей военной базы. Но теоретически в рамках соглашения китайские военные корабли смогут заходить на Соломоновы острова. США заявили, что таких прав у Китая нет и быть не может. При этом, если посмотреть на карту, у самих Соединённых Штатов порядка 750 военных баз по всеми миру, из них только в Японии и Южной Корее около 200, и все это неподалеку от китайских берегов.
Ван Вэньбинь, официальный представитель МИД Китая: «Демократия и права человека лишь предлог для США, чтобы разделять, сеять распри ради достижения своих интересов за счет интересов других. От этого страдают не только малые и слабые, но и Европа, которая платит высокую цену за эгоизм США. Но есть надежда, что ей откроется правда, что она перестанет держать свечку перед дьяволом».
На этой неделе в акваторию Тайваньского пролива зашел очередной ракетный эсминец американских ВМС. А уже на следующий день Тайбэй продолжил нагнетать обстановку якобы растущей китайской угрозой и анонсировал военные учения. Пекин в ответ на планы острова пообещал «мгновенную спецоперацию» по его возвращению, пригрозив, что стремление тайваньского руководства к отделению от Китая с применением военных сил приведет к их полному уничтожению.
Ма Сяогуан, официальный представитель управления по делам Тайваня Госсовета Китая: «Проблема Тайваня затрагивает коренные интересы Китая. И мы никогда не позволим и решительно выступим против любого вмешательства внешних сил».
Но США отступать и не думали. По степени решимости эксперты сравнивают американские действия на Тайване с Украиной, где, как пишет китайская Global Times, Соединённые Штаты намеренно затягивают конфликт. Разыгрывая тайваньскую карту, Белый дом не намерен отказываться ни от контактов с местной властью, которую Пекин называет сепаратистами, ни от поставок на остров оружия на миллиарды долларов, о чем заявил глава госдепартамента США.
Кей Джи Нох, журналист: «Эта ситуация очень похожа на Украину. Происходило постоянное наращивание военной силы в „серой зоне“ против Китая. В китайском законодательстве говорится, что если Тайвань будет стремиться к отделению, Китай оставляет за собой право предпринять военные действия. Так что со стороны США это экстраординарные провокации».
На этом фоне НАТО готовит новую «стратегическую концепцию» блока. И, как сообщают источники западных СМИ, сейчас среди стран ведутся ожесточенные споры, какую угрозу, «исходящую от Китая», сделать главной — например, в адрес Китая звучт обвинения в мощных хакерских ударах. В ответ Китай заявляет о непрекращающихся
Занимаясь решением внутренних проблемы, а вспышка
Энди Барр, конгрессмен: «Альянс между Коммунистической партией Китая и российским Кремлем — это новая ось зла, которая угрожает Соединённым Штатам и международному порядку, основанному на правилах».
На фоне этих заявлений Китай все больше сближается с Россией. Спустя 20 лет завершено строительства первого железнодорожного моста между странами. Переход через реку Амур Нижнеленинское — Тунцзян стал ключевым звеном нового экспортного маршрута — путь составов сокращен на 700 километров. Запуск проекта стал еще и символичным примером того, как важно и нужно в условиях глобальной напряженности не сжигать, а строить мосты.