Получить медицинскую помощь, положенную по закону и решению суда, помогут приставы. Эти долги чиновников перед народом они тоже контролируют. Чему теперь несказанно рады родители маленькой девочки со страшным диагнозом «спинальная мышечная атрофия». Лекарство стоит баснословных денег, но выдается и бесплатно. Только в их случае с большим сопротивлением. Время ожидания для семьи Шаталовых смогли сократить именно судебные исполнители.
У Алисы Шаталовой спинальная мышечная атрофия — генетическое заболевание, при котором ребенок теряет мышечный тонус. С таким диагнозом без соответствующего лечения долго не живут. В России зарегистрирован заграничный препарат «Спинраза», который может затормозить течение болезни, однако стоимость заветной ампулы — запредельная. Когда Шаталовы, узнав о диагнозе дочери, стали добиваться лечения, им сразу сказали, что получить лекарство будет непросто.
Но родители Алисы не сдавались: сначала попали в экспериментальную программу — первые шесть доз препарата малышке ввели совершенно бесплатно. Прогресс почувствовали сразу, но после начала лечения было важным не останавливаться — результат от лекарства возможен только при регулярном приеме.
Юлия Шаталова, мать Алисы: «Писали письма в здравоохранение о том, чтобы продолжили лечить после окончания программы нашего ребенка, на что нам всегда поступали отказы. Мы выиграли второй суд, после чего дело на контроль взяли судебные приставы, они нам очень помогли. Нам сразу закупили препарат».
Теперь Дарья Леонова — тот самый судебный пристав, которая добилась, чтобы местный минздрав исполнил решение суда и изыскал средства на дорогостоящее лечение для Алисы, — частый гость в доме Шаталовых.
Родители восьмилетних Исмаила и Фирюзы из Набережных Челнов тоже столкнулись с проблемой получения лекарств. У их детей сахарный диабет. Казалось бы, заболевание не такое экзотичное и редкое, но доставать инсулин, инсулиновые помпы, иглы и другие расходные материалы тоже, как выясняется, испытание.
Медпрепараты, которые положены их детям, якобы не входят в список, утвержденный кабмином республики. Не готов минздрав выдавать бесплатно и датчики по замеру сахара. За каждый пункт приходится так же бороться в судах. А потом вся надежда опять на приставов.
В главном управлении ФССП в Москве говорят, что вопросы с обеспечением больных детей лекарствами приоритет в их работе.
Дмитрий Желудков, замначальника управления по организации исполнительного производства ФССП: «Поскольку эта категория исполнительных документов относится к особой социальной значимости, она стоит на жестком контроле. Поскольку здесь от оперативности предоставления лекарства зависит жизнь ребенка. В связи с этим приставы принимают максимально быстрые, максимально оперативные меры принудительного исполнения».
А именно взыскивают исполнительный сбор — это аналог штрафа. Процедура оперативная и эффективная: по счетам платит администрация или минздрав, в зависимости от того, кто должен исполнять решение суда. Следующий шаг — еще один штраф. А в самом худшем развитии событий — уголовная ответственность для конкретного должностного лица. Восьмилетней Фирюзе Шайдуллиной, кстати, судебные приставы уже помогли. Но скоро, кажется, помощь понадобится снова: препаратами она обеспечена только до сентября. Вопрос друга Фирюзы Исмаила Кучкарова еще не решен, но им исполнители пообещали, что добьются того, что положено.