Сегодня в Москве говорят об одном из самых драматичных моментов отечественной истории антибольшевистском выступлении в Кронштадте.
В
Выступления против молодой советской власти были не редкостью. Но восстание в Кронштадте в марте 1921 года занимает особое место. Против большевиков выступили их главные союзники — балтийские матросы, те самые, которых Лев Троцкий называл «красой и гордостью русской революции». Балтийцам не понравилось ухудшение экономической ситуации в стране — продолжающаяся продразверстка и нехватка продовольствия, закрытие десятков предприятий, в том числе в Петрограде. Было и политическое требование — избавиться от монополии большевиков. Восстание началось с многотысячного митинга в Кронштадте, который прошел под лозунгом «Власть Советам, а не партиям!». Большевикам удалось взять город штурмом только со второй попытки — 18 марта.
Автор книги, ссылаясь на архивные документы, утверждает, что многие красноармейцы, участвовавшие в штурме, разделяли взгляды кронштадтцев.
Леонид Прайсман: «При первом штурме Кронштадта даже самые отборные части Красной армии, курсанты, не хотели идти в атаку, а потом, когда они взяли один форт и туда подошел небольшой отряд мятежников, командиры их были вынуждены срочно отводить отсюда, потому что курсанты хотели и были готовы перейти на сторону кронштадтцев».
Несколько тысяч участников восстания покинули Россию и перебрались в Финляндию, остальных ждали расстрелы и тюремные сроки. Но и тех, кто оказался в Финляндии, ждала тяжелая участь.
Леонид Прайсман: «Их отправили на очень тяжелые работы — работы по осушке болот, работы по выкорчевыванию лесов. И до этого им сказали, что им будут платить 5 марок в день, что им выдадут обувь, одежду, что у них будут очень хорошие жилищные условия. Ни одно из этих требований не было выполнено. Их иногда начинали бить или стрелять над головой, и все время угрожали отправить в Россию».
В 1994 году президент Борис Ельцин подписал указ о реабилитации участников Кронштадтского восстания.