Государственный Эрмитаж сегодня представил новейший инженерно-лабораторный комплекс. Семиэтажное здание было возведено в музейно-реставрационном центре в Старой деревне на месте трехэтажного хозяйственного корпуса. Это громадный, оснащенный самым современным оборудованием комплекс, который показали гендиректору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому.
Ученые Эрмитажа начинают осваивать свои новые площади и привыкать к непривычно просторным и удобным помещениям.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Важнейшая часть проекта „Большой Эрмитаж“ — это полная открытость всех хранилищ. Здесь пять зданий, это открытые хранилища, и реставрационные мастерские, которые обслуживают эти хранилища. Хранилища посещаются так же, как и реставрационные мастерские».
Здесь станут базироваться эксперты
Хит этой лаборатории — электронный микроскоп с энергодисперсионными анализаторами, способный увеличивать до полутора миллионов крат. Другими словами, эта аппаратура способна увидеть частицы тоньше человеческого волоса в десятки тысяч раз.
До появления всего этого оборудования реставраторы совершали настоящий подвиг, как сказал сегодня Михаил Пиотровский. Ведь иногда исследования проводили на коленке. Так что эти приборы — своего рода благодарность за самоотверженный труд эрмитажных специалистов, отмечает корреспондент НТВ Катерина Правдина.
Для реставраторов темперной живописи, главный принцип которых — минимальное вмешательство в памятник и выявление его первоначального образа, техническое оснащение и условия труда сравнимы с требованиями хирургов к операционной. Работают этапами, послойно. Чтобы понять степень реставрационного вмешательства в древние произведения искусства, обладающих сложной картиной поздних записей.
Реставраторы теперь смогут очистить и свои большие шпалеры. Раньше сделать это возможно было только в Европе, но в силу разных обстоятельств гигантские тканые полотна туда не отправляли. Очищали всухую или убирали локальные загрязнения. И вот мойка в Старой деревне запущена. Тестировали ее на красной дорожке с Иорданской лестницы. Эрмитажу предстоит еще один тяжелый этап — переезд, по завершении которого Зимний дворец освободит исторические помещения и расширит музейное пространство.