Жители Керчи вспоминают одну из самых трагичных страниц в истории города. 80 лет назад фашисты устроили массовый расстрел евреев. Погибли не меньше семи тысяч человек.
Каждый год в начале декабря Леонид Войтенко приходит к небольшому мемориалу под Керчью. Трагические события, которые произошли здесь, по сути, предопределили его появление на свет. Отец Леонида Войтенко был женат дважды. Первый раз до войны. В
Леонид Войтенко: «Мы — вторая семья. Первая семья моего отца — это жена и трое детей. Их всех расстреляли, всех, никого не пожалели».
Историк Михаил Кизилов массовое уничтожение евреев в Крыму называет «расстрельным холокостом». Здесь не было гетто и лагерей, как в Европе. Десятки тысяч евреев фашисты казнили всего за несколько недель. Спешка объяснялась прагматичным расчетом: на небольшом полуострове армии не хватало ресурсов.
Михаил Кизилов, доктор исторических наук: «Первое — где квартировать солдат. Второе — что они будут есть, количество запасов питания в Крыму было ограничено. И они поняли, что самый простой выход — уничтожить
Люди до последнего не подозревали, что обречены на смерть. В городах появлялись объявления с приказом о явке по определенному адресу. За неявку в пункты сбора грозил расстрел. Собирали якобы для отправки на новое место жительства, обещали работу. Люди покорно садились в машины целыми семьями.
Михаил Кизилов: «Их высаживали из грузовика, раздевали до нижнего белья или полностью. Выводили группами по
Багеровский ров. Здесь становится понятен масштаб тех массовых казней. Протяженность рва примерно один километр. Глубина около двух метров. В декабре 1941 года ров полностью был завален телами расстрелянных, большинство из которых это дети, женщины и старики.
Несколько человек чудом выжили. Фаина Кравченко знала женщину, которая стояла на краю расстрельного рва рядом с ее погибшей бабушкой. Женщина была тяжело ранена, но спаслась.
Фаина Кравченко: «А потом ночью вылезла
Советская армия освободила восток Крыма в конце декабря, остановив массовый геноцид мирных жителей. В Багеровском рву фашисты не успели похоронить убитых. Эта страшная картина предстала перед глазами людей, которые пришли сюда в поисках родственников. Советский фотокорреспондент Дмитрий Бальтерманц снял в этот день кадр, который вскоре стал известен во всем мире. Он называется «Горе».