Порядка двух миллионов россиян не обращались в 2020 году за причитающейся им накопительной пенсией. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные актуарных заключений за 2020 год по 15 крупнейшим негосударственным пенсионным фондам.
Согласно подсчетам аналитиков НПФ, всего в 2020 году почти 2,1 млн россиян не обратились за выплатой накопительной пенсии или она им не была назначена. Издание отмечает, что в связи с особенностями актуарного учета в это число включаются граждане, получившие единовременную выплату. По оценкам экспертов, их в 2020 году могло быть
Эксперты отмечают, что не все граждане знают о том, что пенсионные основания по накопительной пенсии наступают раньше оснований по страховой. В Минтруде указали на то, что с 2019 года «поэтапно увеличивается возраст выхода на страховую пенсию по старости, при этом возраст получения пенсионных накоплений не изменился».
У большинства россиян, которые не забрали причитающиеся им средства, на счетах в НПФ лежат небольшие суммы. По разным оценкам, в среднем — от 5,5 до 10,4 тысячи рублей.
Участники рынка считают, что одна из причин недостаточности информирования граждан — устаревшие базы данных.
Заведующий лабораторией развития пенсионной системы Института социальной политики ВШЭ Евгений Якушев отметил, что «фонды получают вознаграждение, но при этом не выплачивают пенсии, они не могут найти клиентов, которые заключили с ними договор».
Кроме того, существует и проблема обмена информации между ПФР и НПФ, говорят эксперты. Информация об основаниях для назначения пенсий находится в Пенсионном фонде РФ. Без этих данных НПФ не могут самостоятельно назначить застрахованному лицу накопительную пенсии или единовременную выплату. Ранее ПФР должен был рассылать гражданам письма с информацией о состоянии пенсионных счетов. Однако в 2013 году эту норму отменили. А НПФ в настоящее время не обязаны информировать клиентов о наступлении пенсионных оснований.
Евгений Якушев считает, что «необходимо изменить регуляторику в целях упрощения получения маленьких сумм из НПФ» или позволить переводить пенсионные накопления «потерявшихся» клиентов в ПФР.
С 2022 года Пенсионный фонд будет обязан раз в три года по достижении застрахованным лицом предпенсионного возраста извещать о суммах пенсионных накоплений и правах на выплаты через портал госуслуг. Если гражданин на нем не зарегистрирован, то за информацией ему придется обращаться в отделение ПФР.
По материалам: «Коммерсант».