Подделка голосования жильцов многоквартирного дома может стать уголовным преступлением. С инициативой ужесточить ответственность управляющих компаний за фальсификацию документов выступила ассоциация «ЖКХ и городская среда». По ее данным, случаев такого обмана по всей стране сотни, иногда количество фейковых протоколов доходит до 90%. Схема предельно проста: расписываясь за других, сотрудники получают как бы законное право, например, вписывать в платежки дополнительные статьи расходов или повышать тарифы.
Хочется закрыть глаза и поскорее выйти на улицу, чтобы не видеть облезлых стен и разрухи в подъезде, где краска отслаивается и пол обшарпан.
Мария Ульхова: «Стыдно перед всеми, кто приходит в гости, кто приезжает. Есть желание взять шпатель и почистить все самой».
Вроде бы жильцы всем домом были за то, чтобы сменить управляющую компанию, но после голосования на общем собрании светлое коммунальное будущее так и не наступило.
Ираида Макарова, председатель совета многоквартирного дома: «У нас очень много поддельных подписей, они подтверждены графологом».
Тамара Рожкова: «Я не была, а подпись моя есть там. Это же подделка?
Согласно ЖК РФ, владельцы квартир могут сменить управляющую компанию или добавить услуги в платежку. Например, им захотелось консьержа или охрану. Для этого организуют собрание, раздают бюллетени, ставят галочки и подпись. Одним словом, проводится голосование. Однако к подсчету результатов собраний все чаще возникают вопросы. В Общественной палате России фиксируют тысячи жалоб на подделку подписей.
Светлана Разворотнева, председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ: „У нас, конечно, подделка протоколов общих собраний — просто бич. Они подделываются в огромном количестве. У жилинспекции есть право, а не обязанность, проверять подлинность этих протоколов“».
Так чем же чреваты такие фиктивные голосования? Например, у жильцов не получится сменить управляющую компанию. А еще коммунальщики могут вписать в платежку новые пункты. В одной из платежек появилась статья «Вознаграждение председателю совета многоквартирного дома» — 100 рублей в месяц с каждой квартиры, вот только неясно, за какие заслуги.
В другом случае «Услуги связи для целей кабельного вещания», за которые платить должны все, даже, те у кого в квартире нет телевизора. Это лишь пара примеров безграничной фантазии управляющих компаний. Вера Дятлова говорит, что их управляющая тоже много всего навыдумывала и взвинтила тарифы.
Вера Дятлова: «На сайте ГЖИ мы увидели этот фальсифицированный протокол, плюс договор, в котором был увеличен тариф. Мы увидели все бюллетени с подделанными нашими подписями. У меня две квартиры, то когда я бюллетени вытащила, увидела, что даже подписи они не постарались хотя бы одинаковые сделать».
Вероятно, скоро управляющие компании фантазировать перестанут. Член экспертного совета комитета Государственной думы по жилищной политике и ЖКХ Дмитрий Гордеев подготовил поправки в УК РФ. Идея в том, чтобы ужесточить наказание за фальсификацию голосования собственников и усилить контроль за проведением общих собраний.
Дмитрий Гордеев, член экспертного совета комитета Государственной думы по жилищной политике и ЖКХ: «Сегодня, когда поддельное решение просто бросают в почтовый ящик, привлечь к уголовной ответственности практически невозможно, потому что УК говорит: мы не знаем, кто бросил. А когда сдается под роспись, никто не будет сдавать подделанные решения, потому что это все равно что расписаться в собственной подделке».
За подделку результатов голосования общего собрания автор поправок предлагает отправлять за решетку. 2 года могут дать за фальсификацию подписей или протокола офлайн, до 4 лет — за подделки онлайн. В Интернете тоже есть платформы для голосования.
Что же делать, если появились сомнения в результатах голосования? Сначала нужно написать заявление в жилинспекцию с просьбой показать бюллетени. Там, кстати, хранятся и протоколы, и все бланки голосования. Затем, если подписи отличаются от оригинала, проводится экспертиза графолога. Далее с заключением нужно обратиться к полицейским, после чего суд отменит результаты голосования.