В Пушкинском музее в Москве выставляют 11 работ самого колоритного художника европейского барокко убийцу, игрока, бисексуала и провокатора, бежавшего от тюрьмы и не дожившего до 39 лет.
В Москве в Музее изобразительных искусств сегодня из пуленепробиваемых контейнеров бережно извлекали полотна. На ближайшие три месяца они обеспечат Пушкинскому многочасовые очереди. В столицу привезли 11 картин Микеланджело Меризе де Караваджо, самого колоритного во всех смыслах художника европейского барокко — убийцу, игрока, бисексуала и провокатора, бежавшего от тюрьмы и не дожившего до 39 лет. В общем, тот случай, когда гений и злодейство — две вещи совместны.
Картины для выставки предоставили несколько итальянских галерей — «Палаццо» и «Церкве», а также Ватиканский дворец, где теперь, спустя 400 лет, о Караваджо, изображавшем библейские сюжеты с грубой натуралистичностью и писавшего мадонн с известной римской куртизанки, отзываются с полнейшим благоговением. Корреспондент НТВ Гарри Княгницкий побывал на еще не открывшейся выставке.
В Пушкинском музее собрали сразу 11 работ Караваджо, чего раньше никому за пределами Италии сделать не удавалось. При жизни Караваджо прослыл отпетым грешником. Его биографию можно восстанавливать по полицейским хроникам. Драки, скандалы, пьяные оргии, дебоши — и где? В Риме, под самым носом у Ватикана. В 1606 году Караваджо, играя в мяч, смертельно ранил своего соперника. Сейчас это назвали бы убийством по неосторожности. Спасаясь от смертной казни, художник бежал из Рима, но столь скандальной была его репутация, столь колоссален талант, что заказчики — а это были весьма состоятельные и влиятельные люди своего времени — буквально бились за его картины.
Художник прославился тем, что способен был превратить любой высокий религиозный сюжет в драму, понятную и доступную каждому. А герои его картин — зачастую простые типажи, словно подсмотренные в соседних тавернах.
«Мученичество святой Урсулы» — самая поздняя из работ, представленных на выставке. Судьба этой картины столь же трагична, сколь и судьба самого художника. Караваджо очень торопился передать полотно заказчику и выставил картину на солнце, чтобы лак быстрее высох, но лак потек, и буквально сразу же потребовалась реставрация. Вскоре от малярии умер и сам Караваджо.