Высказанное в романе суждение о том, что русские не разбираются в видах японской лапши, чуть не привело к уголовному преследованию писателя.
Следственный комитет не нашел экстремистских высказываний в романе Бориса Акунина «Весь мир театр» и не будет заводить уголовное дело против писателя. Проверка проводилась в связи с заявлением заключенного, отбывающего пожизненный срок.
Виктория Цыпленкова, Следственный комитет РФ: «По результатам проверки о наличии в книге Бориса Акунина (Григория Чхартишвили) экстремистских высказываний принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления».
Читатель усмотрел экстремизм в следующем отрывке романа: «Маса возражал, что русские таких тонкостей не заметят, они неспособны даже отличить удон от собы. Он, конечно, был прав». Суждение о том, что русские не различают виды японской лапши, возмутило заключенного, и он обратился в Пресненский отдел столичного управления Следственного комитета. Ведомство, в свою очередь, вызвало для дачи показаний Ирину Богат — директора издательства «Захаров», в котором вышел роман.
Сам Акунин говорит, что у него в романах часто обсуждаются общественные вопросы, но роман «Весь мир театр» сугубо любовный, камерный, дело происходит в кругу театральной труппы.
Борис Акунин, писатель, в интервью РИА Новости: «Мой персонаж — японец Маса говорит, что русские не способны отличить удон от собы — это два вида японской лапши. Вообще немножко смешно, что в нашей стране, где хватает реальных проблем, связанных с экстремизмом, серьезные люди занимаются такой ерундой».
В Следственном комитете, однако, проведенную проверку считают не ерундой, а точным следованием должностным инструкциям.
Виктория Цыпленкова: «Согласно внутриведомственным документам СК России следователи обязаны рассмотреть любое заявление о преступлении и принять законное решение».