Сейчас все готовят речи для генассамблеи ООН. Каждый из лидеров знает: всю следующую неделю весь мир будет ловить каждое слово. И причина не только вирус, терроризм, растущая бедность и обещанный голод. Главное правила игры, которые наконец надо выработать. Владимир Путин тоже собирается выступить по видеосвязи. Многие тезисы из его речи о том, как будет играть Россия, вписаны в новую редакцию Конституции. В первую очередь это статья о невозможности передачи российских территорий. Речь Путина будет слушать новый японский премьер, которому нужно выстраивать с Россией отношения.
Синдзо Абэ,
И дальше — детали, которые всегда для Японии значат очень много. Путин поздравил Сугу телеграммой и выразил надежду, что все будет хорошо. Трамп поздравил и тоже пожелал успехов. Путин поблагодарил Абэ, Трамп назвал свой разговор с Абэ восхитительным. И с новым премьером он уже тоже знаком — тот приезжал к нему еще до того, как Абэ объявил об уходе.
Нобуо Симотомаи, политолог: «Абэ точно ушел по состоянию здоровья, у него язвенный колит, он чудовищно выглядел в последние месяцы, и именно его верный глава канцелярии Суга вместе с верными людьми
И все знают — ушедший премьер
Джеймс Браун, политолог: «Два его дедушки были премьерами, его отец был министром иностранных дел и делал все возможное, чтобы нормализовать отношения с Советским Союзом. Ему это не удалось. и Абэ пытался завершить дело отца. Поклялся в этом на его могиле».
При этом Суга — сын простого крестьянина, зарабатывал на учебу тяжелейшим трудом, сам приблизился к Абэ и был тем, кто встряхнул его после первой отставки и заставил вернуться. Он стал его оруженосцем и невидимой тенью во всем. И Абэ сейчас объявляет: «Я помогу Cуга работать с Россией, мы вместе будем искать решение курильской проблемы, если ее вообще можно решить».
Россия настаивает на том, чтобы сначала мы подписали с Японией мирный договор и Япония признала результаты второй мировой, а потом уже — все остальное. Токио настаивает, чтобы сначала мы поговорили о компромиссах и территориальном вопросе, а потом уже мирный договор. И при этом каждая из сторон настаивает именно на своей позиции. И все прекрасно помнят слова Путина о том, что не будет спущен российский флаг над Курилами, и слова Синдзо Абэ о том, что он поклялся на могиле отца Курилы вернуть.
Нобуо Симотомаи: «И хотя по новой Конституции сказано, что невозможно отсоединение земли от России, там есть указание, что за исключением установления линии государственной границы или повторного ее установления. И я думаю, что именно сейчас в кабинете министров идет анализ, работа над тем, как будет устанавливаться линия госграницы».
Ёсихидэ Суга,
Суга знает, что не произнести цифру 4 даже сейчас не может, потому что как раз с американцами мирный договор у Японии подписан, и он оказался ловушкой. По нему американцы обещают Японию защищать, но контролируют ее территорию. А за
И вдруг появляются слухи о том, что Трамп хочет расторгнуть оборонный договор с Японией, заключенный еще в 1951 году, — о том, что Америка держит на территории Японии военные базы, в ответ обязуется защищать Японию от любых военных угроз. Трамп якобы считает все это несправедливым, потому что у Японии нет обратного обязательства защищать Америку от угрозы. Трамп все это отрицает и говорит, что военные союзы он не расторгает так же легко, как торговые.
Логика очень простая: если Трамп уйдет, вернет Окинаву, откажется защищать, значит, есть шанс уйти от условий договора. Абэ понимает это и именно поэтому уже после отставки идет к богам в храм Ясукуни, который называют символом японского милитаризма.
Джордж Ку, политолог: «Абэ и сейчас говорит о новой политике превентивного удара по противнику, если угроза неотвратима. Но это запрещено японской Конституцией, ее девятой статьей. И его идея изменить Конституцию — это изменения девятой статьи, по которой Япония может завести у себя силы самообороны, запрещенные после Второй мировой».
Даже идут разговоры, что Абэ хотел поправить Конституцию и попытаться дать Японии ядерное оружие, которое есть уже у всех ее соседей, чтобы не ждать помощи от американцев. И теперь Суга не просто верный оруженосец Абэ — он тот, кто должен сберечь Японию.
Ёсихидэ Суга: «Поскольку ситуация с безопасностью вокруг Японии становится все более сложной, я буду расширять политику в рамках союза Японии и США. Я также хочу построить стабильные отношения с соседними странами, включая Китай и Россию».
Нобуо Симотомаи: «Интересно, что Коно — министр обороны при Абэ, Россию не любивший, стал министром реформ сейчас, и вдруг волевым решением отменил утвержденное решение разместить в Японии американский комплекс „Иджис“. И теперь сибирский кот по имени Мир, которого подарил Путин, живет именно там, куда хотели „Иджис“ ставить. А переброска японских военных баз с севера на юг — еще один знак: мы не считаем Россию потенциальным противником».