Жительница Кургана Полина Гузеева стала фигурантом административного дела из-за видеоклипа, который опубликовала на своей странице в социальной сети 10 лет назад.
О том, что она хранит нечто запрещенное и это может подвести ее под статью об экстремизме, Полина Гузеева узнала случайно. В подборке видео художницы оказался клип на песню питерской группы Alai Oli, в которой встретились такие слова, как «чёрный», «легла», «зачем». И все — в одном предложении. Эта строчка и стала поводом для административного дела.
Полина Гузеева: «Это был молодой режиссер, это была молодая группа. Я тоже была молодая, интересно было за всем этим наблюдать. Это было просто высказанное мнение этой группы людей, они не хотели никакого конфликта межрасового. Дело было очень давно, и тогда даже мир был другим, когда это все началось».
Правда, оправдание вроде «мир был немного другим» не помогло. Вот и приятелю Полины — Павлу Мальцеву — пришлось наведаться в отдел по борьбе с экстремизмом. И все по тому же поводу. Причем репост запрещенного клипа молодые люди сделали 10 лет назад. А экстремистским его признали лишь в 2016 году. О чем, разумеется, мало кто знал.
Теперь и Мальцевой, и Гузеевой придется явиться в суд. Избежать детального разбора личных публикаций можно было, будь их странички в социальных сетях открыты исключительно для друзей.
Марина Костина, и. о. старшего помощника прокурора Курганской области по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью: «Доступ к страничке социальной сети был открытым для всех пользователей. В соответствии с требование административного законодательства данное правонарушение является длящимся, а срок привлечения к ответственности исчисляется с момента выявления».
Они ничего такого не имели ввиду — вынуждены теперь оправдываться музыканты группы Alai Oli и актеры, принимавшие участие в съемках клипа. Поддержать Гузееву и Мальцева поспешила солистка коллектива — Ольга Маркес. Она уверяет — посыл был совсем другим.
Список экстремистских высказываний постоянно пополняется. Уследить за изменениями трудно. А потому подобных дел, отмечает столичный адвокат Станислав Рыбчинский, заводится все больше.
Станислав Рыбчинский, адвокат: «Сейчас такое время, что можно придраться к любой фразе. Доходит до абсурда. Даже в закрытой соцсети никто не может быть уверен, что один из ваших друзей не напишет заявление».
Адвокат уверен: если на момент публикации клип не считался экстремистским, молодые люди могут добиваться своего оправдания.