В первый день судебного процесса по делу о взрыве в минском метро обвиняемые начали признавать вину.
Сегодня в Белоруссии начался открытый судебный процесс, за которым, безусловно, будет следить большинство населения страны — в Доме правосудия рассматривают дело о взрыве в минском метро. Он прогремел 11 апреле этого года, унес жизни 15 человек и для многих стал не просто трагедией — потрясением.
Однако особое внимание к процессу объясняется не только этим, но еще и ходом расследования. Буквально через день после взрыва спецслужбы отрапортовали, что задержали двух подозреваемых — слесаря и токаря одного из витебских предприятий. Они, как сообщалось, устроили теракт, желая испытать самодельную бомбу. О
По последним сообщениям, одним из обвиняемых — Дмитрий Коновалов — уже полностью признал свою вину. А второй — Владислав Ковалёв — признал вину частично.
Из Минска передает корреспондент НТВ Георгий Гривенный.
Александр ехал в том самом поезде пять месяцев назад. Вышел на станции — прогремел взрыв. Теперь он не может передвигаться без костылей, ноАлександр Александрия, пострадавший от взрыва в минском метро: «Есть много моментов, которые намекают на то, что эти люди могли это сделать. Но нужно оценивать не только сам факт проноса сумки и нажатия кнопки на мобильники, а факт того, что с какой целью в стране, с 1991 года являющейся независимой, свободной и миролюбивой, происходят такие вещи, не аргументированные никаким мотивом».
На скамье подсудимых — бывший токарь витебского завода тракторных запчастей Дмитрий Коновалов и бывший слесарь того же предприятия Владислав Ковалёв. Следствие считает их организаторами и исполнителями первого в истории Белоруссии теракта. Коновалову вменяют в вину вообще 11 взрывов, начиная с 1999 года. Тогда Коновалову было 14 лет. Теперь за это «увлечение» ему грозит смертная казнь. Причем в Белоруссии она продолжает применяться.
Когда самый громкий процесс в новейшей истории Белоруссии решили сделать открытым, многих это удивило и обнадежило. Пресса жаждала услышать подробности и узнать наконец, как и, главное, зачем витебские рабочие Коновалов и Ковалёв решились на массовое убийство. Каково же было удивление прессы, когда всего через 30 минут этот обещавший стать столь громким открытый процесс, вдруг превратился в закрытый.
Председательствующий спрашивает: есть ли возражения против видеосъемки? Ни подсудимые, ни адвокаты, ни прокуроры не возражают. Только потерпевший по фамилии Тютюнов заявляет, что «считает кощунственным показ лиц Коновалова и Ковалёва по телевидению». Судья удаляет все камеры из зала. Оставшийся внутри в качестве потерпевшего Александр делится впечатлениями.
Александр Александрия: «Реакция Коновалова и реакция Ковалёва? Сразу видно, что над ними хорошо поработали».
Бывший следователь белорусской Генпрокуратуры, а ныне — правозащитник, Олег Волчек знает о том, кто есть кто в белорусских органах не понаслышке. Говорит, что не верит в то, что мощный аппарат госбезопасности мог проглядеть слесаря и токаря, которые готовили теракт прямо у него под носом.
Олег Волчек, руководитель правозащитного центра «Защита прав населения»: «В Белоруссии самый мощный КГБ из всех стран СНГ и если вы даже просто поинтересуетесь, где можно купить тротил, вас сразу арестуют. Агентура работает, все сайты мониторят. Даже если вы просто патронами поинтересуетесь, вас задержат».
Как сложится ход процесса над Коноваловым и Ковалёвым, сколько он продлится, пока нельзя сказать определенно. Как нам удалось узнать в кулуарах суда, решение о том, пустят ли журналистов на оглашение приговора, будет принято позднее.