Современным правилам дорожного движения сегодня исполняется 100 лет. Декрет об автодвижении утвердил Владимир Ленин в 1920 году. И хотя первые правила езды по дорогам появились более 2000 лет назад, еще при Юлии Цезаре, часть из них дошли до наших дней, например, на некоторых улицах уже тогда было разрешено только одностороннее движение.
Председатель Совета народных комиссаров Владимир Ульянов (Ленин) 10 июня 1920 года подписал пятистраничный документ под названием «Правила об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям», тем самым положив начало правилам дорожного движения во всей России. Но сейчас, изучая эти бумаги, становится понятно и как сильно изменилась жизнь автолюбителей за эти 100 лет, и как вообще изменилась жизнь. И немножко можно заглянуть в будущее.
Большинство автомобилей в молодой Советской России — грузовые и специальные. И только каждый пятый — легковой, пользоваться которыми в столице правила разрешали строго определенным людям, например, членам Реввоенсовета или руководству ЦК. Отсюда и некоторые странные, на первый взгляд, пункты, например, поездки на машине в театр «безусловно воспрещены».
Совершенно дико в наше время звучит
Вот остановит инспектор машину, а там Владимир Ильич или Феликс Эдмундович по своим делам спешат. Некрасиво получилось бы.
Техническая часть правил писалась с оглядкой на самую массовую легковушку своего времени. Это уже не кустарная карета с мотором, а полноценный автомобиль, сошедший с заокеанского конвейера. Все нехитрые требования к конструкции автомобиля вроде того, чтобы номерной знак был не ниже аршина от земли, обязательны глушитель и гудок.
Например, фары — лишь опция, потому без них правила запрещают ехать ночью быстрее 10 верст в час, хотя скорость не ограничена, если спешишь на пожар. А вообще лимит в городе — 25 верст. Уже в
Михаил Готесман, автореставратор, коллекционер, организатор фестиваля «Автострада»: «Даже такая простая и дешевая машина, как Ford Model T, разгоняется больше 70 километров в час, что уж сказать о более серьезных и дорогих машинах. Инспектор на ходу мог проверить документы, это же не современная машина, бежать рядом не нужно, достаточно было вскочить на подножку, которая была на всех машинах».
Представления о безопасности в
Михаил Готесман: «Те правила были очень искренними, очень настоящими, они были продиктованы необходимостью того самого дня. Сейчас читать это наивно, странно, но именно это нужно было тогда».
Впереди был еще целый век правок и доработок. Технические новшества вносились в ПДД и становились само собой разумеющимися.
Денис Загарин, руководитель Центра испытаний НАМИ: «Никто не знал о ремнях безопасности, о детских удерживающих системах. Да те же поворотники! А что теперь? Это прописано обязательно. Более того, мы прогнозируем, что в правила будут внесены пункты о наличии искусственного интеллекта».
Сто лет спустя на испытательном полигоне НАМИ тестируют автомобили с разными уровнями автономности, часть технологий уже есть в серийных машинах.
Денис Загарин: «Я держу руки на расстоянии от руля, управляя только педалью тормоза. Более того, в ближайшие 5 лет мы прогнозируем, что направление и скорость движения будут регулироваться автомобилем и искусственным интеллектом».
Эксперты НАМИ помогли разработать вот документ под названием «Концепция безопасности дорожного движения с участием беспилотного транспорта», недавно утвержденный правительством. Это значит, что через некоторое время в правилах дорожного движения будут прописаны и беспилотники.