В Южной Корее нашли способ бороться с муссонными дождями и сезонными разливами рек.
Муссонные дожди и сезоны разлива рек — ежегодная беда Корейского полуострова. Однако в этом году усилиями властей Южной Кореи она может стать последней. Чтобы предотвратить наводнения навсегда, в стране развернули настоящую стройку века.
На протяжении сотен километров возводят искусственное русло, дамбы, шлюзы. Стоимость проекта — 18 миллиардов долларов. Скептики, впрочем, уверяют, что природа не терпит столь грубого вмешательства и отомстит еще больнее.
За реализацией грандиозного проекта, очень напоминающего советский поворот рек, наблюдал корреспондент НТВ Сергей Малозёмов.
Корейские реки — уникальное явление природы. Сейчас они выглядят совсем иначе, чем всего несколько недель назад. Всю зиму это едва заметные ручейки, вокруг которых —
«Скоро мир увидит новую Корею!» — обещает рекламный ролик в видеоблоге президента Ли Мён Бака. Молодые люди гуляют по красивым набережным; счастливые птицы высиживают птенцов в уютных камышах; бизнесмены подсчитывают прибыли от оживления экономики и развития экотуризма. Проект переустройства четырех главных рек должен изменить страну до неузнаваемости.
Сим Мён Пхиль, министр правительства Южной Кореи, руководитель проекта: «Главное, что мы делаем, это углубляем русло, убирая ил и грязь, укрепляем берега. Мы возводим дамбы и водохранилища — они будут регулировать уровень воды. По берегам строим зоны отдыха и водоемы для птиц. Всего проект затронет примерно половину длины течения наших главных рек».
Половина течения — это очень много. Когда едешь на машине, видно, какой, действительно, грандиозный масштаб имеет эта стройка века. От горизонта до горизонта — экскаваторы и грузовики, бетонные опоры и новейшие шлюзы.
Местечке Ипо, что в двух часах езды от Сеула, стоит на реке Ханган. Она для Кореи примерно то же, что для россиян — Волга. Проект реконструкции реализован тут уже наполовину, так что к следующей весне заиленные берега должны уступить место прекрасным паркам, а неподалеку будет бассейн, в котором местные жители смогут купаться со своими детьми.
Но местный житель Ли Хан Чжин всему этому
Ли Хан Чжин, представитель Экологического союза Южной Кореи: «Они знают об этом и пытаются укрепить берега вот такими сетками с камнями. Но это же очевидно — человек не может противостоять силе природы! Сетки не выдерживают, рвутся и совершенно не помогают».
Он уверен: все это делается, чтобы распилить деньги на подрядах и добыть под видом грязи тысячи тонн чистого и дорогого речного песка. Ли Хан Чжин говорит, что охрана стройплощадки уже не раз била его и забирала камеру. Но эколог не сдается — хочет сохранить родные места. Например, прибрежные утесы скоро снесут — они будут мешать велосипедной дорожке. Может быть, красоту полуденного Хангана Ли Хан Чжин наблюдает последний раз.
Сим Мён Пхиль: «Мы признаем, что в краткосрочной перспективе может быть нанесен вред природе. Но когда все уляжется и река войдет в новое русло, станет лучше, чем было! Мы изучили аналогичные проекты — конечно, меньшие по масштабу, например, в Голландии — и сделали выводы».
Когда президент Ли Мён Бак еще работал мэром Сеула, он восстановил некогда засыпанный городской ручей, хотя для этого пришлось снести целую эстакаду. Теперь здесь один из красивейших столичных парков.
Президента называют Бульдозером — за твердость в реализации планов. Ему явно не помешают ни международные группы ученых, которые призывают остановить реконструкцию рек, ни буддийские монахи. Они устраивают самосожжения на берегах оскверняемых, по их мнению, священных водоемов. Видимо, скоро мир действительно увидит «новую Корею». А заодно узнает, может ли