Андрей Масалович о том, кто виноват в утечке персональных данных с правительственных сайтов, портала Мегафона, секс-шопов , онлайн ж/д касс, о файле robot.txt и о том, сколько миллионов стоит потратить на «дыры» безопасности в Интернете. Эксклюзивное интервью НТВ.
Последние две недели Рунет сотрясают скандалы, связанные с утечкой данных: сначала в открытый доступ попали СМС пользователей «Мегафон», потом личные данные покупателей
Андрей Масалович — эксперт по информационной безопасности и конкурентной разведке. Изучал способы защиты и взлома данных еще в КГБ, потом в ФАПСИ. В 1997 был уволен в запас в звании подполковника, после этого руководил рядом компаний, предоставляющих услуги сетевого аудита. В 2001 году стал президентом консорциума «Инфорус», объединяющего более 30 российских
Два года назад, ради эксперимента для редакции Slon.ru, поисковые роботы Масаловича в Интернете всего за десять минут нашли в открытом доступе
— Накануне статья об очередном скандале с разглашением данным пассажиров, купивших ж/д билеты онлайн, на нашем сайте вышла под заголовком «Рунет трещит по швам». Как вы считаете, что сейчас происходит в Сети и почему вдруг появились такие масштабные утечки данных?
Андрей Масалович: Сейчас в Интернете существуют два принципиально разных направления информационной охоты — это google hack («гугл хак»), когда через поисковую систему люди ищут уязвимости на сайтах, чтобы потом эти сайты взломать, и google dork («гугл док»), от английского «dork» — «болван». Последнее не считается хакерством в чистом виде, это скорее набор приемчиков, которые позволяют найти
— А как это соотносится со скандалами вокруг той информации, что появилась в поиске «Яндекса»?
Андрей Масалович: Так получилось, что «Яндекс» дорос до Google — сейчас больше половины запросов идет именно через них, и вдобавок ко всему эти инструменты (из разряда google dork — прим. НТВ) попали в руки малолеток, так что то, что происходит сейчас и с СМС, и с железнодорожными билетами — не утечка, это констатация изобилия незначительных утечек у всех без исключения. И добраться до них может любой человек.
— Представители поисковых систем заявляют, что вся проблема в том, что на сайтах, откуда утекли данные, не было специального файла Robot.txt, в котором должны содержатся инструкции для поискового робота — какие файлы индексировать, а какие — нет.
Андрей Масалович: Что касается файла Robot.txt — это этическая норма, не более. Наличие такого файла не является обязательным ни для сайтов, ни для поисковых систем. Однако поисковики постоянно нарушают этические правила, например файл robot.txt на сайте «Мегафона» был и
— Так что же на самом деле тогда произошло, и как случилась утечка СМС, данных покупателей
Андрей Масалович: Во всех трех примерах технически происходило одно и то же: если есть крупная база данных, то очень выгодно с точки зрения эффективности работы сайта заводить некое буферное пространство — кэш, с тем, чтобы потом делать синхронизацию базы данных. Если правильно не защищать это пространство, оно становится доступным. Причем доступным не простым пользователям, а роботам в силу того, что робот может заходить на сайт хоть 10 раз в минуту и ловить короткоживущие страницы. Так сделал робот «Яндекса» в случае с утечкой данных пассажиров РЖД, когда сами страницы пользователям доступны не были, но в кэше «Яндекса» за тот короткий момент, пока эти данные существовали, они сохранились.
— Получается, защититься от таких утечек никак нельзя?
Андрей Масалович: Мое мировоззрение построено на двух утверждениях: первое — утечек избежать нельзя, второе — нельзя выстроить
1. Разработать политику безопасности, и в рамках этой политики просчитывать риски, а также ответственность за неисполнение
2. Провести аудит — начальную инвентаризацию уровня утечек. Могу открыть маленький секрет — у любого оператора сотовой связи из «большой тройки» (МТС, Билайн, Мегафон — прим. НТВ) — утечки случаются постоянно. Случай с СМС «Мегафона» — это то, что обнаружили молодые пацаны, которые баловались инструментарием google dork. Я же по работе постоянно сталкиваюсь с утечкой паролей из этих организаций, а это уже серьезно.
3. Постоянно повышать грамотность персонала. За последние 200 недель я провел 200 семинаров, сейчас лечу в Ташкент обучать прокуратуру Узбекистана. Бывает, что народ начитался
4. И последнее — это автоматизация мониторинга, вручную отследить все утечки не получится, а вот автоматически можно. Утечки паролей, персональных данных — эти задачи легко формализуются. Конечно, речь идет о системе высокого уровня, стоимость ее может достигать
— А вы считаете, что именно поисковики должны их у себя устанавливать?
Андрей Масалович: Разглашение данных — если речь идет не о гостайне, когда виноваты все, допускает тот, кто делает данные общедоступными. Крайними тут являются поисковые системы, хотя честно говоря, у всех рыльце в пушку. Вот кстати, чем еще google hack отличается от google dork — документов c грифом для служебного пользования в выдаче поисковых систем — десятки, но реальных секретов там мало. Чтобы найти
Это называется конкурентной разведкой. Появилась она лет 25 назад, еще до Google. Тогда сбор информации осуществлялся тоже по открытым источникам, например газетным статьям. Поймите — уже давно существует набор методов, которые позволяют добираться до закрытой информации. В моем арсенале таких инструментов — наверное штук 700. Лет 10 назад выяснилось, что очень хорошо в этой работе помогают поисковые системы, которые иногда по неэтичности, иногда по недосмотру разработчиков, иногда просто по ошибке засасывают документы, которые
— Как Вы считаете,
Андрей Масалович: Последние четыре года я занимаюсь защитой информации и тем, что называется «аудит утечек информационной безопасности». Понятно, что заказчики — люди не бедные, и им есть что прятать. Но вот за 4 года проверок я ни разу не подписал заключение «утечек не обнаружено».