Репортеры программы «НашПотребНадзор» узнали, из чего делают ароматизатор мяса для колбасы и сосисок с пельменями, как ароматизаторы маскируют в продуктах, а также какие из них по-настоящему опасны.
Биологи давно знают, что аппетитный аромат еды буквально щекочет наш мозг, заставляя требовать добавки. Знают об этом и производители. Даже в пельмени с недавних пор добавляют ароматизатор мяса. К тому же он маскирует запах не самых качественных ингредиентов. Производство ароматических добавок цветет и пахнет. Но как это влияет на здоровье? Ведь их состав неуловим. У красителей и консервантов есть свой порядковый номер под буквой Е, и можно отыскать их формулы, тогда как эти ароматизаторы обозначаются просто словами: «клубничный, идентичный натуральному». Или «искусственный».
В США активисты активно воюют с ароматизаторами, и их число быстро растет. Ароматизаторы они называют провокаторами рака. И авторитетное Американское управление по контролю за качеством продуктов и лекарств с ними вроде бы солидарно. По словам противников применения ароматизаторов, главная проблема в том, что людям в магазине почти не оставили выбора.
Производителям выгодно применение ароматизаторов. И это неудивительно, если знать, что синтетические ароматизаторы со вкусом клубники, например, в тысячи раз дешевле, чем экстракты натуральных ягод. Выгода очевидна. Поэтому в лаборатории, где изобретают ароматизаторы, потянулись даже мясники. И если пустить на колбасу или фарш то, что в еду идти не должно, припудрить это волшебным порошком, то добровольцы пустят слюнки и попросят добавку именно из некачественного сырья.
Так нам в прямом смысле и пудрят мозг, объясняют специалисты. А чтобы слово «ароматизатор» не пугало клиентов, колбасники и его заменили. Ведь, оказывается, мясные продукты можно сделать аппетитнее с помощью веществ, которые даже формально ароматизаторами не являются. Например, в одном из бульонов за аромат говядины отвечает дрожжевой экстракт. Его же можно встретить в составе покупных сосисок, в чипсах, в вареной колбасе и в других продуктах. Причем по документам это пряность.
Но если уловки с мясными вкусами и запахами раскусить сложно, то искусственность некоторых фруктовых ароматов, говорят эксперты, не может не бросаться в глаза и бить в носы всем, кто хоть раз в жизни ел свежие ягоды.
Тех, кто выступает против ароматизаторов, злит даже не сам факт обмана наших рецепторов, а то, что все эти ароматы патентуются, становятся объектом коммерческой тайны и по итогу формулы из сотни разных ингредиентов в составе обозначаются безвкусным словом «ароматизатор».
Но почему вся эта конспирология, химические и юридические уловки благоухают? Почему не взбунтовались врачи? Разве не должно стоять наше здоровье на первом месте? Но в
Сами по себе ароматизаторы не должны вызывать страх. Другой вопрос, почему производитель не смог без них обойтись? Чтобы выдать второсортное под видом первоклассного? Или чтобы усилить рекламный эффект? Или потому что мы сами забыли, как пахнет настоящая черника и все реже готовим из свежих ингредиентов или вообще готовить не хотим?