На острове Кижи заканчивается реставрация шедевра деревянного зодчества Преображенской церкви, построенной в XIX веке без единого гвоздя. Такой сложной работы по восстановлению мирового памятника культуры еще никогда не проводилось: церковь реставрировали по уникальным технологиям, практически не используя современные инструменты.
Однако многие другие памятники деревянного зодчества, которых в одной только Карелии более двух тысяч, все еще ждут своей очереди на реставрацию, и неизвестно, дождутся ли вообще. Почему Русский Север теряет свои деревянные шедевры?
В пошлом году
Все, что осталось, — это несколько бревен алтарной части, их спрятали под деревянный шатер. Да, сохранились чертежи, всей Россией собирают деньги на восстановление. Но это будет уже другая церковь. А почему не удалось сохранить эту? И сколько еще памятников деревянного зодчества на Севере ждут очереди то ли на разрушение, то ли на реставрацию, то ли на то и другое одновременно?
В деревне Типиницы нет связи, нет Интернета, жителей — пара десятков. Зато есть груды бревен и два недостроенных сруба. Это части Варваринской церкви из соседней деревни Яндомозеро. Там жителей не осталось совсем, и министерство культуры выделило бюджетные миллионы на перевозку здания из пункта А в пункт Б. Было это в 2015 году. В итоге часть бревен XVII века осталась в старой деревне, часть — в новой, а часть вообще пропала по дороге.
Когда Пётр I прорубал окно в Европу, плотник Нестор рубил на острове Кижи храм, «красивее которого нет и не будет». Десять лет назад Преображенскую церковь начали реставрировать. В следующем году ее откроют для посетителей. Ей, конечно, повезло: охранный статус не позволил ни реставрации остановиться, ни деньгам пропасть. В этом смысле, как и во всех других, она тоже уникальна.