В российских регионах не хватает 20 тысяч врачей и около 100 тысяч медсестер. С такой оценкой выступил Минздрав, который обещает полностью решить проблему за несколько лет. Так же, как и избавить российские поликлиники от бумажных карт и очередей. Но что делать, если нужна консультация врача, а ближайшая больница в 30 километрах?
Своеобразная пятиминутка пенсионерок в поселке Новая Михайловка в Мордовии. За чашкой чая они обсуждают, с кого из односельчан начать обход. Два года назад им предложили организовать «домовое хозяйство» для оказания экстренной доврачебной помощи жителям своей деревни. Теперь эти женщины — первые, к кому с медицинскими вопросами обращаются односельчане. Измерить давление, проверить уровень сахара в крови, проконтролировать прием таблеток, просто выслушать человека — вот ежедневный круг их обязанностей. Пенсионерки знают, как оказать экстренную помощь: женщины прошли специальные курсы. Они ориентируются, что делать при травмам, ожогах, кровотечениях — практиковались на манекене Гоше. Вместе с сертификатом получили специальный чемоданчик. Там глюкометр, жгуты, тонометр. Правда, расходники закончились быстро. И теперь пенсионерки покупают их сами на свои деньги.
В пяти километрах от Новой Михайловки, в поселке Коммунар, работает
Вызовы скорой помощи со всей Мордовии получает единый диспетчерский пункт. На мониторах специалисты видят бригады скорых и их геолокации. Здесь принимают решение, какая из машин сможет быстрее доехать до пациента и какие службы задействовать. В отдаленные сельские районы попасть за 20 минут (в установленный регламент) иногда просто нереально. В экстренных случаях нужны вертолеты санавиации. Они пока в планах.
В фельдшерский пункт в Коммунарке приезжают врачи узкой специализации — урологи, гинекологи. Екатерина своих пациентов предупреждает заранее. Пенсионерки на местах приносят график приема односельчанам на дом. Но все же на диспансеризацию рекомендуют ехать в город или в районный центр. Поликлиника в городе обслуживает 40 тысяч человек — она одна из девяти в Мордовии, которая вошла в проект «бережливая поликлиника». Главный принцип — разделение потока. Кому нужна неотложная помощь, кто пришел в плановом порядке по записи, кто без записи, кому нужна диспансеризация, а кто и просто за справкой. Это экономит время и нервы пациентов. В «бережливой поликлинике» разделили и обязанности сотрудников.
Но онкополиклинике все равно очереди — предварительная запись не спасает. Здание постройки
Михаил Морозов, главный врач Республиканского онкологического диспансера: «В среднем
А пока решают проблему своими силами — увеличили часы приема. Регистратура и лаборатория начинают работать на полчаса раньше.