Тысячи малоимущих семей получили денежную помощь от государства в рамках так называемого социального контракта. Эти деньги они целенаправленно пустили на открытие своего дела или развитие подсобного хозяйства. Все это позволяет людям реально выйти из трудной жизненной ситуации на основе разработанной индивидуально для них программы.
Когда глава семьи остался без работы, а на маме осталось воспитание пятерых детей, семье Лесяк пособий едва хватало на жизнь, не то что на накопления. Но за короткое время они смогли не только обеспечить себя, но и открыть собственный бизнес.
Николай Лесяк: «Я по профессии сварщик, раз попробовал, получился красивый мангал, увидели, попросили. Думаю, а чего не сделать?»
Ответ на вопрос, который мог бы остаться философским, есть у государства: заключить социальный контракт. Станок, компрессор и оборудование — вот то, с чего началось семейное дело. По социальному контракту на их покупку выделили 45 тысяч с единственным условием: предоставить отчет. Сегодня многодетная семья известна во всем городе Данилове — почерк кованых работ узнают издалека.
Социальный контракт помогает бороться с бедностью пока не во всех регионах, но наиболее удачно программа заработала, например, в Томской, Вологодской, Калужской и Нижегородской областях. Рассчитывать на помощь могут те семьи, где доход на человека ниже прожиточного минимума. В данном случае государство не просто выделяет деньги, а помогает реализоваться и найти способ, который позволит семье в дальнейшем самой себя обеспечить. Например, по такому контракту можно освоить новую профессию или вложить деньги в развитие собственного бизнеса.
Самими высокими единовременными выплатами могут похвастаться в Краснодарском крае — там они достигают 90 тысяч, в Тверской области в зависимости от состава семьи — до 150, а в Республике Саха в некоторых случая семьи получали и 180 тысяч. Минимальная же сумма социального контракта — 30 тысяч. Особенный результат за последний год показала Калининградская область. Там все граждане, которые обратились в соцзащиту и заключили договор с государством, вышли из трудной жизненной ситуации.
Алексей Вовченко, первый заместитель министра труда России: «Практика показывает, что раз в квартал люди выстраиваются в очередь, приходят в соцзащиту, им дают разовое пособие и — свободны. Здесь должна быть другая конструкция, предполагающая существенный объем, длительные обязательства и человека, и соцзащиты. Тут и адресный подход важен».
В Приморском крае, например, чаще всего обращаются за помощью в строительстве сараев, амбаров и погребов, а еще приобретают животных и сельскохозяйственную технику.
Евгений Пахомов: «Огород садим свой, надо
Сергей Штанько: «Купил телочку и бычка за эти деньги, они у меня растут, еще потом купил телят. Растем потихоньку. Дети молоко любят».
Только в Черниговском районе Приморского края за все время действия социального контракта за помощью обратились уже 75 человек.
Лидия Коротенко, начальник отдела социальной защиты населения Черниговского района: «В основном приходят семьи с детьми, малоимущие. Помощь действительно адресная, понятно дело. Те, кто обратились, отвечают за адресность ее использования, порядком предусмотрены формы контроля, отчетности и так далее. Людей это не обижает, это доступно, ненавязчиво».
По предварительным данным, за прошлый год всего в России заключили больше 113 тысяч контрактов, но эта цифра в ближайшие 5 лет может увеличиться до 9 миллионов.