В столице Баварии в 55-й раз собрались аналитики, политики, военные, чтобы обсудить проблемы мировой безопасности. Отправная точка доклад главы конференции Ишингера, на это раз он называется «Большой пазл». Вектор задан: единого мира уже нет, и непонятно, кто единый лидер, кто соберет его по частям, а главное что получится в результате сборки.
На конференции проводят параллели с началом прошлого века, когда Европа готовилась к Первой мировой, и с тридцатыми годами прошлого века, когда в Европе зарождался нацизм. Политики и военные считают, что новый миропорядок еще не рождается, а старый разрушается на глазах. И пока Трамп занят торговыми войнами, а США даже не декларируют, что готовы заботиться об общем благе, любой конфликт может стать фатальным.
На конференции ситуацию описывают так: есть три центра силы, три центра притяжения — Америка, Китай, Россия. Именно в такой последовательности эти три центра силы будут в ближайшие годы задавать всю мировую политику.
Иванка Трамп, приехавшая в Мюнхен вместо отца, сделала жесткое заявление: по ее словам, немцы должны понимать, что у них с США больше общего, чем с Россией. Это намек на «Северный поток — 2». Бывшие советники Обамы считают, что выходом из ДРСМД Трамп сделал Путину большой подарок. Министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйн заявила, что миру не нужна дружба России и Китая, Россию нужно остановить. При этом канцлер ФРГ Ангела Меркель, говоря, что Россия — важный партнер для ее страны, имеет в виду только «Северный поток — 2».
В списке больших мировых угроз — решение американцев расторгнуть договор РСМД и ответное заявление Москвы. Главы военных ведомств европейских стран объявили: мы поддерживаем призыв НАТО к солидарности, мы готовы платить больше взносов НАТО в общий котел, чтобы ответить на российскую угрозу, но это не те отношения с Россией, которые мы хотели бы иметь.
Майкл Макфол, посол США в России в
Министр иностранных дел Сергей Лавров провел переговоры с американским коллегой Майком Помпео и объявил, что партнеры пока не дозрели до конструктивного обсуждения проблемы. Тем временем командующий Тихоокеанским флотом ВМС США объявил: хорошо, что у нас будут ракеты, которые до сих пор были запрещены. Это сигнал Китаю. В это же время Дональд Трамп показательно перенес переговоры по торговой войне с КНР с февраля на март — чтобы Пекин ждал. Трамп словно пытается «подогреть» азиатскую часть пазла до европейского «градуса».
На конференции в Мюнхене прозвучало заявление, что такой напряженной обстановки в мире не было со времен разрушения Советского Союза. Но наиболее пострадавшей страной от разрушения Союза здесь называют Украину.
Объяснение может быть простым: для европейских спецслужб это еще один кусочек пазла. Ведь если ЕС откажется размещать на своих территориях американские ракеты, на это согласится Украина, хоть США и обещает Украине этого не предлагать. В ЕС считают, что Киев всегда найдет повод обвинить Москву в грессивном поведении, несмотря на то, что Пётр Порошенко, обещавший привезти доказательства российского вмешательства в выборы, приехал в Мюнхен с пустыми руками.
Пётр Порошенко: «Если Россия прекратит стрелять, то будет мир. Если Украина прекратит стрелять, то Украины не будет».