«Спасти Ленинград» фильм, который вышел в российский прокат на этой неделе. Он не о масштабных наступательных операциях и громких битвах, не о героях войны. Он о судьбах самых простых людей, которые хотели вырваться из осажденного города и выжить. Режиссер фильма Алексей Козлов и исполнительница главной женской роли Мария Мельникова появились в студии НТВ, чтобы рассказать о своей работе.
Лента «Спасти Ленинград» — робкая попытка показать два дня и лишь один эпизод из жизни блокадного Ленинграда. Но меньше чем за неделю фильм выбился в лидеры проката. «Спасти Ленинград» — непридуманная история о Дороге жизни через Ладогу. О пути, который для одних стал спасением, для других оказался последним. О реальных людях и их оборванных одной ночью судьбах.
Фильм переносит нас в девятибалльный шторм на Ладожском озере. Он смывал людей в ледяную воду, а волны раскалывали баржу на доски. Сигнал SOS оказался не спасением, а смертельным ударом — прилетели вражеские самолеты и безжалостно убивали изможденных пассажиров.
В фильме сыграли мэтры, например, Борис Щербаков. Для него это не кино, а очень личная история. Его родители познакомились на Дороге жизни. И «Спасти Ленинград» — это тоже и про любовь. Любовь Кости и Насти — совсем робкую, первую, но настоящую, которой так не нужна была война. В главных ролях — дебютанты Мария Мельникова и Андрей Миронов.
Мария Мельникова: «Это самое большое событие в моей короткой жизни».
Андрей Миронов — внук легендарного Андрея Миронова. Это его первая большая роль в кино. Ведь
Андрей
«Спасти Ленинград» снимали и в специально отстроенных декорациях, и на озере. Актеры оказались в настоящем трюме, заполненном водой.
Юная Маша Мельникова на съемочной площадке не смогла играть, она
Анастасия показывала юной Маше фотографии их семейного архива, который прочно хранит память о том роковом дне на берегу Ладожского озера. Ведь папа актрисы Мельниковой, дедушка Маши, в тот день был там. Кажется, ход истории совершил немыслимый поворот, замкнув это кольцо событий.
Мария Мельникова: «К счастью, если можно так сказать, дедушку такая беда, как крушение баржи, не коснулось».
Алексей Козлов: «Мой тесть в возрасте 11 лет практически этим путем был эвакуирован из города Ленинграда. Он был на премьере и остался под большим впечатлением».
Козлов признался, что при создании фильма «Спасти Ленинград» ориентировался на культовые голливудские картины о войне.
Алексей Козлов: «Для себя решили, что данное кино должно быть нашим вызовом Спилбергу».
На подобные фильмы стало ходить все больше представителей молодого поколения. Мария Мельникова прокомментировала это так: «Это совершенно правильно, это здоровый интерес к истории своей страны, своего народа, который нужно поддерживать».
Показать за полтора часа хотелось чуть больше, чем лишь один эпизод этой жуткой войны. Поэтому и бой за Невский пятачок, который на самом деле был на несколько дней позже, чем катастрофа на Ладоге, режиссер специально переносит в этот же временной промежуток.
Сергей Жарков: «Герой убивает немцев и сталкивается в рукопашной в яме, в которой стек мазут. Каскадер — немец и я — русский. Я его душу под водой, под этой жижей, до такой степени, что в кадре бульки последнего вздоха. Вот это было кошмарно, в том смысле, что ты потом не видишь ничего».
Три года режиссер Алексей Козлов скрупулезно работал над лентой. Он изучал секретные документы в архивах, ведь эта катастрофа была вычеркнута из официальных хроник, и вслушивался в каждое слово родственников погибших на барже пассажиров.
Неонила Самохина, внучка военного врача: «У меня не было бабушки, бабушку отняла баржа».
Все, что осталось, —
Больше года дубль за дублем снимали эту картину памяти, эту картину подвига. На премьере первые и очень важные зрители — это родственники тех, о ком сняли фильм. Но сколько осталось еще нерассказанных, неуслышанных историй. Сколько еще нужно снять, и показать, чтобы узнать, что значит 872 дня блокады Ленинграда.