Белоруссия обратилась к ОБСЕ. Официальный Минск пригласил из Европы экспертов-криминалистов . Их задача оценить ход следствия по делу о гибели журналиста Олега Бебенина.
Белоруссия обратилась к ОБСЕ. Официальный Минск пригласил из Европы
Рассказывает корреспондент НТВ Георгий Гривенный.
В тумане место происшествия. Это тот самый дачный дом, где третьего сентября нашли висящим в петле тело журналиста Олега Бебенина. Плотной завесой тайны окутан и нынешний визит в Минск двоих экспертов из ОБСЕ, которых белорусские власти пригласили принять участие в расследовании этого дела. Их имена не разглашаются, лица спрятаны от прессы. Но восстановить картину засекреченной работы европейских следователей вполне возможно.
Дмитрий Бондаренко, коллега Олега Бебенина: «Они внимательно слушали и задавали уточняющие вопросы. Их интересовало, почему мы не согласны с официальной версией „Самоубийство“».
Дмитрий Бондаренко несколько часов провел со следователями из Швеции и Норвегии, рассказывая, что он видел здесь, в деревне Перкурово, в тот день, когда Олега Бебенина нашли с петлей на шее.
Дмитрий Бондаренко: «Веревка была из детского гамака, что в принципе невозможно, потому что Олег настолько любил ребенка, что это его бы остановило. Я, наверное, единственный человек, который видел Олега уже мертвым, здесь, на даче. В районе левой почки у него было такое красное пятно на коже, похожее на кровоподтек, а с левой стороны груди — будто царапины».
Европейский акцент следствию решили придать сами белорусские власти. Слишком громкий резонанс в обществе и СМИ вызвала трагическая кончина главного редактора основного оппозиционного ресурса в Белоруссии. Мало того, что Олег Бебенин и его сайт «Хартия 97» много лет не боялись жестко критиковать действующую власть и лично Александра Лукашенко, так еще и трагедия случилась на самом старте президентской предвыборной гонки. Бебенин должен был стать ключевой фигурой в штабе оппозиционного кандидата Андрея Санникова.
Дмитрий Бондаренко: «Ни родные, ни коллеги, ни друзья Олега, не верят в версию самоубийства, именно потому, что очень много нестыковок».
Об этих нестыковках европейским экспертам говорил и Федор Павлюченко, близкий друг Олега Бебенина, 2 сентября разговаривал с ним по «Скайпу», договорился о встрече в кинотеатре, а встретился уже в качестве понятого при осмотре трупа.
Федор Павлюченко, друг Олега Бебенина: «Такой тонкий момент. Он мне обещал одолжить денег. Когда мы уже были здесь, это происходило это сентября, я попросил его в обед принести мне деньги на встречу. И когда мы уже были здесь в доме, я в качестве понятого был, там аккуратненько лежали 400 долларов, для меня приготовленные. Что говорит о том, что у человека были другие планы».
Федор уточняет, это общение с приезжими следователями получилось куда насыщеннее, чем вызовы в местную прокуратуру.
Федор Павлюченко: «Спрашивают одно и то же, и, как мне кажется, версия об убийстве в принципе не рассматривается. То есть не интересуют те факты, которые могут свидетельствовать о том, что это не самоубийство».
Но зарубежные специалисты не вели своего
Дмитрий Бондаренко, коллега Олега Бебенина: «Они могут помочь, сказав то, что необходимо отрабатывать все версии».
Но что именно и когда скажут в своем отчете эксперты ОБСЕ, пока не знают даже в минском отделении этой организации. Между тем по факту смерти журналиста Олега Бебенина так и не возбуждено уголовное дело. В прокуратуре говорят, что проверка продолжается.