Госдума приняла в третьем, окончательном чтении пакет законопроектов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли.
Согласно документу, завершающий этап налогового маневра начнут в 2019 году и растянется он на 6 лет. Маневр предусматривает постепенное уменьшение экспортной пошлины на нефть вплоть до ее обнуления к 2024 году. Одновременно будет продолжено постепенное повышение налога на добычу полезных ископаемых. Однако каким именно будет НДПИ на нефть после 2021 года, Минфин и Минэнерго все еще обсуждают.
При этом в законе предусмотрена возможность экстренного введения повышенной ставки экспортной пошлины на топливо в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть выросли на 15%.
Нефтяники долго противились этому маневру, утверждая, что их потери могут достичь 600 миллиардов. При этом они указывали, что производство бензина станет менее рентабельным и цены на внутреннем рынке могут вырасти.
Чтобы этого не произошло, закон вводит так называемый обратный акциз. Это налоговые вычеты, которые получат только заводы, поставляющие бензин высокого качества на внутренний рынок.
Законом вводятся также так называемые логистические коэффициенты, применимые к обратным акцизам, которые будут предоставляться модернизированным нефтеперерабатывающим заводам. Они учитывают расположение НПЗ по отношению к рынкам сбыта. В правительстве рассчитывают, что это позволит сгладить «неравные условия доступа к рынкам сбыта и логистические различия в зависимости от географического положения заводов».
По расчетам правительства, налоговый маневр за 6 лет принесет в бюджет до 1 триллиона 600 миллиардов рублей.