В российских банках есть неофициальные черные списки клиентов. При этом эти данные не передаются в Росфинмониторинг.
Российские банки пытаются обойти сложный механизм двухуровневой реабилитации ненадежных клиентов, который разработали в Росфинмониторинге, сообщает «Коммерсант».
По данным издания, многие кредитные организации составляют свои черные списки. Отмечается, что зачастую клиенты, попавшие в эти списки, не настаивают на документальном закреплении отказа, а банки имеют полное право не сообщать пользователям о его причинах. Клиент не знает свой статус и может выяснить его только опытным путем, то есть попытавшись провести операцию в других банках.
Если клиент попадает в официальный черный список, то фактически лишается возможности доступа к услугам кредитных учреждений и вынужден обжаловать действия банка, проходя сложную процедуру Росфинмониторинга. Эксперты отмечают, что в банках на сегодняшний день нет ни реального механизма, ни специалистов для решения вопросов реабилитации граждан.
В случае попадания в неофициальный черный список одного банка, все упрощается: клиент просто обращается в другой банк и открывает там счет.
По информации источника издания, в крупных банках с большой розницей доля полноценных отказов с внесением данных в Росфинмониторинг сейчас не превышает 0,01 процента от общего количества отказов. Таким образом, механизм реабилитации клиентов практически не работает.