На выставке, посвященной джазу, прозвучало заявление, что в разгар холодной войны американцы действительно использовали музыку как способ борьбы с советской идеологией. Правда ли, что джаз вполне мог стать идеологическим оружием? И что показал научный эксперимент?
Редкие архивные кадры: 1962 год, в стране оттепель. В стране «дает джазу» знаменитый американский музыкант Бенни Гудмен. Эти концерты газета The New York Times назвала «тайным акустическим оружием США» или проектом «послы джаза».
Элисон Манн, сотрудник музея истории Госдепартамента США: «Участники джазовой дипломатии по сути были
Хотя при Сталине в сторону зарубежных
Дариус Брубек, музыкант: «Музыкантов просто просили показать, что Америка может предложить миру. Исполнители взялись за это с радостью. Но позже появились исследования, которые показали, что они участвовали в официальной программе, их использовали в целях пропаганды».
В одном зарубежном институте
А один из лучших представителей советского джаза саксофонист Игорь Бутман призывает не впадать в конспирологию. Джазовая дипломатия — это про наведение мостов и проникновение культур. А не любила советская идеология этот стиль за импровизацию.
Игорь Бутман, музыкант: «Очень сложно проконтролировать само действие музыканта на сцене. Вот вышел музыкант — у него нет партитуры! Если человек, допустим, работал в
Да и наивно полагать, что последовательность нот могла бы разрушить целую страну. Тем более, что с медицинской точки зрения, слухи о влиянии джаза сильно преувеличены. И, возможно, просто наши спецслужбы пока не рассекретили «оперную» или «балетную» дипломатию, на которую подсадили полмира.
Подробности — в спецрепортаже «Итогов дня».