На российских прилавках скоро может появиться томатная паста из Сирии. Производство восстанавливают в зоне деэскалации всего в сотнях метров от территорий, подконтрольных оппозиции.
Военная обстановка бизнесменов не пугает: в провинции Даръа открыли уже несколько заводов и возрождают поля, передает корреспондент НТВ Алексей Ивлиев.
Провинция Даръа известна на всю Сирию тем, что это родина самых вкусных и сладких помидоров. Сейчас там уже собирают четвертый урожай в этом году. Съесть все томаты невозможно, поэтому большую часть из них перерабатывают.
Местный житель Ахмед приходит на работу, чтобы убедиться, что там все в порядке. К роли владельца собственного, пусть еще и небольшого заводика он еще не привык. Мужчина признался, что в его семье никто и никогда бизнесом не занимался. Просто когда район освободили от боевиков и крестьяне стали выращивать урожай томатов, то оказалось, что их столько, что хоть выкидывай.
Ахмед Хабха, владелец завода: «Сердце кровью обливалось, что помидоры гниют. Подумал: как им помочь? И пришла в голову идея: я и бизнес открою, и соседей выручу».
С оборудованием помогли друзья. Оно — отечественной сборки, кустарного изготовления. И бизнес сразу «закрутился».
У Ахмеда двое сыновей. Дома с мамой сидеть не хотят, вместе с отцом все время проводят на заводе. Ахмед говорит, что, конечно же, его сыновья унаследуют «томатный бизнес», но вначале они должны закончить школу и получить хорошее образование в университете.
Продукция Ахмеда пользуется огромным спросом, но пока что только в Сирии. Западные санкции не позволяют экспортировать ее в Европу.
400 килограммов в час, десять тонн в сутки — такова производительность заводика Ахмеда. На выходе получается паста, очень сладкая, потом из нее делают кетчуп.
Сам завод находится в зоне деэскалации. Всего в нескольких сотнях метрах от заводика — территория, контролируемая умеренной оппозицией. Но Ахмед спокоен: там же располагается пункт наблюдения российской военной полиции, а значит, безопасно. Наши военнослужащие признаются: не знают, что делать с наплывом местных жителей, которые приходят их поблагодарить.
Василий Румянцев, сотрудник военной полиции РФ: «Иногда несут фрукты в знак признательности, овощи, угощают нас по мере возможности. Кормят нас хорошо, стараемся не брать. А в целом отказывать им тоже неудобно».
Ахмед был одним из первых, кто в зоне деэскалации открыл бизнес. Но его примеру последовали многие. И недавние беженцы, только вернувшиеся в свои разрушенные дома, на полях стали выращивать помидоры. Даже бедуины, обычно занимавшиеся разведением скота, сейчас отправляют своих жен собирать урожай. Провинция Даръа превратилась в «помидоровый рай».
В Даръа — очень жарко. И для того, чтобы здесь росли помидоры, используется капельное орошение. Пластиковые трубы проходят под пленкой. Тем временем многие сирийские бизнесмены говорят, что уже подумывают о том, чтобы и в Россию везти свою томатную пасту.