Амбициозную задачу довести несырьевой экспорт до уровня 200 миллиардов долларов к 2025 году никто не отменял. Нынешний ежегодный прирост в 7% необходимый минимум, но не предел. Об этом в эксклюзивном интервью НТВ заявил глава «Российского экспортного центра» Пётр Фрадков. Мы публикуем полную видеоверсию беседы.
«7% — это минимальный показатель, при котором не просто рынок нас ведет, как говорили классики, невидимой рукой. А именно усилия государства, канализированные через конкретные меры поддержки, а их создано уже определенное количество, они все функционируют. Таких раньше не было программ, они уникальные в своем роде для нашей страны, может быть, для мировой практики они тоже могут представлять интерес с точки зрения их изучения. Это, собственно, должно стимулировать этот минимальный рост — 7%. Но наша задача, конечно, на этом не останавливаться, и показатели в удвоении экспорта к 2025 году никто не отменял. Сейчас я могу сказать, что за четыре месяца 2017 года рост несырьевого, неэнергетического экспорта составляет около 14%, это по четырем месяцам. Это очень предварительный показатель».
По словам Фрадкова, сегодня в мире речь уже не идет о конкуренции товаров и услуг, а о конкуренции государственных систем поддержки экспорта. В таких странах, как США или Канада, такие системы уже есть. Россия она только формируется. Российская экономика продолжительный период времени была заточена на импорт, и перестройка дается нелегко, но в нынешних условиях ориентация на экспорт — это возможность для бизнеса и предприятий и выживать, и развиваться.
«Продолжать работать с ними, но на условиях того, что ты под конкурентоспособный продукт предлагаешь, конкурентоспособные меры государственной поддержки этого экспорта. Потому что бенефициарами, потребителями этих мер государственной поддержки не всегда являются наши экспортеры. В итоге это часто импортеры, которые, рассматривая те или иные предложения, скажем, организуют тендер либо просто сравнивают условия, они говорят не только о том, что наш, я не знаю, грузовой автомобиль лучше по своим техническим качествам. А под эту поставку мы еще организуем финансирование, мы организуем
По словам Фрадкова, если твоя продукция конкурентоспособна и пользуется спросом на внешнем рынке, то ее можно предложить на и внутреннем, и ты будешь тогда успешен у себя дома. Принципы свободной торговли сегодня уже не те. Не без участия Соединенных Штатов набирает силу так называемый «изящный протекционизм». Так что нужно держать ухо востро.
«Это просто другая работа, это другой спектр вопросов. Это вопрос наших торговых переговоров. Они не совсем увязаны с политикой, они увязаны напрямую с торговлей как таковой. То есть мы вступили во Всемирную торговую организацию. Я считаю, это очень правильный был шаг, очень нужный шаг, потому что в этих вопросах все равно надо быть членом большого клуба. Но надо держать ухо востро».
В то же время, по мнению Фрадкова, списывать все и вся на некую геополитическую конъюнктуру — тоже не совсем верно. Нужно грамотно выстраивать переговорный процесс и поднимать экспортную культуру у наших предпринимателей и предприятий.