В Казани служители Фемиды изучили материалы и узнали, какие преступления приходилось раскрывать их коллегам в прошлом.
Пожелтевшие от времени листы папиросной бумаги с текстом приговора в руках у судьи — вовсе не результат катастрофической нехватки письменных принадлежностей в районной инстанции. Сергей Жиляев с неподдельным интересом спешит ознакомиться с исторической, без преувеличения, находкой, сделанной тут же, в здании, пока все материалы не отправили историкам.
На столе у председательствующего — решение по делу о проведении незаконных абортов, вынесенный в Казани, гражданке Калининой в 1946 году. Согласно материалам, подсудимая Мария Александровна — дважды помогала женщинам избавиться от нежелательной беременности, в
Сергей Жиляев, заместитель председателя Советского районного суда Казани: «Гражданка дала взятку судье, сначала уговаривала его, предлагала путевки в дом отдыха, предлагала ему денег на пиво, а, когда судья собрался домой, положила ему 800 рублей под портфель и вышла из кабинета».
По современным нормам судебного разбирательства, в деле много неточностей и крайне мало доказательств для вынесения обвинительного приговора. Фактически лишь показания троих свидетелей. В наши дни дело отправили бы на доследование или отменили на стадии апелляции. А тогда наказали не только женщину, которая провела аборт, но и мать, решившую избавиться от ребенка.
Сергей Жиляев, заместитель председателя Советского районного суда Казани: «В отношении потерпевшей в приговоре указано: суд выражает общественное порицание, то есть за то, что потерпевшая обращалась за прерыванием беременности неустановленным».
Это дело — лишь одно из сотни случайно обнаруженных в архиве. При этом находка советских времен изменила историю современного суда, расположенного, по стечению обстоятельств в Советском районе. Раньше считалось, что эта инстанция открылась только в 1956 году. А вот за один день она стала старше на 30 лет.
Елена Жаркова, главный архивариус Советского районного суда Казани: «Нашли такие старые дела, которые даже не ожидали найти. То есть мы знали, что есть дела
Пока изучены далеко не все найденные дела, разобрать почерк на листах более чем полувековой давности крайне сложно. Печатные машинки тогда были роскошью, доступной лишь высшим судебным инстанциям. Но такой пласт советской судебной истории не должен просто пылиться на полке, уверены служащие. Некоторые истории могут стать новыми главами в трудах публицистов. Заместитель председателя Верховного суда Татарстана уже является автором книжной трилогии, написанной по документам, обнаруженным в архивах.