В Русском музее открылась выставка художника, который, получив военное образование и проявив себя на полях сражений, стал убежденным пацифистом и своим творчеством доказывал: хуже войны нет ничего.
Василия Верещагина обычно вспоминают, как автора картины «Апофеоз войны», совершившей революцию в искусстве. До этого военные походы изображали как увлекательные мужские приключения, которые всегда заканчиваются победой. Верещагин же первым показал всю правду — смерть и кровь.
Корреспондент НТВ Илья Федосов оценил творчество баталиста Верещагина.
Казалось бы, картина посвящена победе генерала Скобелева: командующий несется, шапки в воздух летят, но в центре композиции совсем не это, а тела убитых. Тогда никто так не писал. Такое построение картины вызвало неудовольствие государя. А ведь с тех пор идеи Верещагина нисколько не устарели.
Верещагин действительно изображал войну как она есть. И даже знаменитый «Апофеоз»- это не метафора, а голый факт. Такие пирамиды из черепов побежденных складывал Тамерлан.
«Он не живописец», — говорили про Верещагина критики того времени, и добавляли: «Он — гений». То, что в наше время называют инсталляциями, Василий Васильевич устраивал при Александре III.
По рассказам посетителей, картины Верещагина в залах без окон, со специальным освещением, сопровождаемые музыкой, вводили зрителей в транс.
Екатерина Шилова, старший научный сотрудник отдела живописи Государственного Русского музея: «Самое сложное было — отобрать произведения. Наследие Верещагина очень обширно. В Русском музее большая коллекция его работ — около 100 произведений. Но они очень разные. Но большинство работ — это подготовительные этюды, которые не всегда носят экспозиционный характер».
Василий Васильевич был человеком специфическим. Он не любил Академию художеств, академия не любила его. В своих произведениях он уделял внимание не сюжету, а деталям. Поэтому читать его картины и в наше время — огромное удовольствие. Нужно лишь один раз попробовать.