Постановка по пьесе Горького «Фальшивая монета» получилась детективной историей с оттенком мелодрамы. Какую редакцию забытой пьесы взяли для петербургской инсценировки и как на это решение повлиял Георгий Товстоногов?
Некоторые сцены в этой постановке решены в стиле немого кино. Музыка, похожая на импровизацию таперов, свет на сцене как лампа кинопроектора и дискретные движения актеров. И это не случайный прием. Первую редакцию пьесы Максим Горький закончил еще до революции в
Как передает корреспондент НТВ Павел Рыжков, эстафету постановки «Фальшивой монеты» театр имени Миронова принял у Георгия Товстоногова. Его сын Вадим
«Фальшивую монету» Горький писал так, словно сам немного фальшивил. По крайней мере, среди некоторых исследователей даже возникали споры об авторстве пьесы. В тексте можно найти и некое подражание Антону Павловичу Чехову, и определенный отсыл к Леониду Андрееву.
Юрий Цуркану,
События в начале века развивались стремительно. И, понимая это, Горький уже после революции трижды переделывал пьесу. На подмостках при жизни писателя ее ставили лишь один раз и то неудачно — в итальянском театре.
Сценическая судьба произведения в России, можно сказать, не сложилась, если не считать постановку Бабочкина в Малом театре в
Сразу несколько мелодраматических линий, скрепленных детективным сюжетом, заставляют с интересом наблюдать за происходящим на сцене. Вера Латышева, играющая героиню, которую делят два отца (настоящий и приемный), уверена, что прикосновение к забытой пьесе Горького несомненный опыт и для артистов, и для зрителей.
Вера Латышева, исполнительница роли Наташи: «Это незабываемый опыт, потому что огромная работа, густонаселенная и персонажами, и реквизитом, и событиями. Нужно быстро переключаться. Здесь уже весело, а потом уже грустно. Это интересно».
Придумав большое число персонажей, Горький задумывал «Фальшивую монету» как комедию. Почувствовав это, авторы спектакля создали буквально водевиль жизни. Правда, авантюрный сюжет, где торговцы краденым соперничают с фальшивомонетчиками, только обертка.
Сергей Дьячков, исполнитель роли фальшивомонетчика Стогова: «Мы ищем про ту историю, но у нас не получится соответствовать другому. Мы живем сейчас. Вырываются те штуки про любовь. И это всё, наверное, про любовь».
Главное только — распознать настоящие чувства, а в этом все герои пьесы, похоже, беспомощны. Они буквально наперегонки фальшивят: только бы не признаваться себе и друг другу в том, что потребует осознания или решительных действий. Такой удобный способ существования в лживых ценностях, по версии Горького, и есть та самая фальшивая монета.