После крушения Boeing 737 в Ростове-на-Дону психологи наблюдают всплеск аэрофобии. По мнению специалистов, люди боятся летать именно потому, что в авиакатастрофах, если уж они происходят, шансов выжить почти нет.
Спасать обреченный самолет вместе с пассажирами инженеры пытались и на заре авиастроения. Реальная же концепция появилась лишь в 1975 году. Потомок русских эмигрантов в США летчик Борис Попов потерпел крушение на легком одномоторнике. Планер закрутило, шансов на спасение почти не было. Пилот чудом спасся. И дальнейшую жизнь он посвятил созданию парашютной системы, которая могла бы выдержать вес самолета.
Другую концепцию предложил дагестанский изобретатель Гамид Халидов. Из обреченного самолета, как орех из скорлупы, вытягивается капсула с пассажирами. Сам корпус при этом разрушается. И хотя он получил 21 патент, к реальному воплощению за 16 лет не приблизился ни на шаг — в конструкторских бюро идею дагестанского Кулибина считают нереальной.
А киевлянин Владимир Татаренко предлагает размещать пассажиров в изолированном отсеке. В случае ЧП он отделяется и на системе парашютов может безопасно опуститься на поверхность.
Но самую, пожалуй, фантастическую концепцию спасения пассажиров придумал молдавский изобретатель Александр Балан. Он сейчас работает над секретной формулой двух веществ. Первое должно заполнять баки самолета перед ударом, а второе — салон, уберегая пассажиров от повреждений.
Можно ли применить эти изобретения к большим пассажирским самолетам? Скептики говорят: таких сверхпрочных тканей для парашютов нет. Дополнительный отсек? Слишком тяжело. А суперпену еще создать надо. Неужели нет ни одной реальной разработки?
Ответы на эти многие другие вопросы о том, как обезопасить пассажиров самолета, — в сюжете «Итогов дня».