В Ново-Огарёве на неделе прошел президиум Госсовета по проблеме рыбного хозяйства страны. Делегаты думали, как накормить людей рыбой и выясняли, почему она начала стоить дороже мяса.
Оказалось, что проблемы присутствуют во всех звеньях цепочки — от рыбака до покупателя в магазине. Президент раскритиковал прибрежное рыболовство — всего за пять лет здесь уровень производства снизился на 10%.
Инфраструктура устарела: это и допотопные перерабатывающие предприятия, и промысловый флот. Что касается флота — это по большей части советское наследие с износом до 90%.
Производительность этих агрегатов низкая. Они потребляют много топлива, а новые купить рыбакам не по карману. Отечественные верфи спускают на воду только мелкие шхуны, цена на них — примерно 15 млн долларов. В Китае такая же стоит на треть дешевле.
Государство готово стимулировать рыбодобытчиков, вкладывать в отечественные суда, выделяя им определенные доли квот на вылов. Но пусть и на старых судах, но
Владимир Путин, президент РФ: «Ни нашу страну, ни ее граждан абсолютно не устраивает, когда ассортимент и цена рыбы на внутреннем рынке определяются зарубежными поставщиками и ретейлерами, когда в рыбной отрасли расплодились разного рода рантье, использующие наши биоресурсы, и когда почти 70% доходов рыбодобывающих предприятий основано на экспорте сырья».
И еще одно больное место отрасли — логистика. По пути из Дальнего Востока в центр рыбка свежее не становится, а дорожает прилично. С развалом СССР российский флот ушел из мирового океана, в том числе из Антарктики. Теперь же одна из самых богатых по содержанию калия, фосфора, фтора и прочих ценнейших микроэлементов рыба, стала импортной.
Александр Савельев, руководитель информационного агентства по рыболовству: «Запомните, что по импорту в Россию везли, везут и будут везти исключительно дрянь, выращенную в аквакультуре на кормах животного происхождения, с добавлением гормонов роста, антибиотиков, красителей и прочих, так сказать, не полезных для нас составляющих».
Подробности — в сюжете корреспондента НТВ Андрея Стеняхина.