В Петербурге открылась ретроспектива работ британского архитектора Захи Хадид.
Ее имя последнее десятилетие является символом современной архитектуры. Например, построенный в 2003 году Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати американцы называют самым важным новым зданием в США со времен окончания холодной войны.
Захи Хадид долгое время считалась бумажным архитектором, которую знают исключительно критики. В
Корреспондент НТВ Катерина Правдина впечатлилась.
Николаевский зал Зимнего дворца разместил 300 работ Захи Хадид: макеты, чертежи, эскизы. Внушительная часть экспозиции — так называемая бумажная архитектура, то есть нереализованные проекты, которые, кажется, ничуть не уступают поздним и реализованным в виртуозности.
Ксения Малич, научный сотрудник отдела современного искусства Государственного Эрмитажа: «Как любой большой художник она несколько независима от четких стилистических дефиниций. Это и есть признак большого мастера. Было бы нечестно вогнать ее в строгие рамки искусствоведческих определений».
Заху Хадид называют автором совершенно нового стиля параметризма — направления, в котором художники используют весь диапазон новейших технологий, основываясь на законах физики, математики, геологии и законах природы.
Иногда, всматриваясь в разработки Захи Хадид, складывается впечатление
Патрик Шумахер, партнер архитектурного бюро Захи Хадид: «В наших работах вы почувствуете, что они продиктованы супрематизмом Малевича и другими
Заха Хадид сейчас работает над вторым российским московским проектом — башней «Доминион», напоминающей сдвинутые тектонические плиты. Ее смелая, не ограниченная никакими формальностями архитектура наверняка испугала бы консервативный Петербург. Но трепетное отношение художника к архаике могло бы убедить критиков: строить по проектам Захи Хадид — настоящий исторический эксперимент.