Пять миллионов рублей потратит правительство Ленинградской области на разработку проекта реконструкции сыроварни барона Фредерикса во Всеволожске. Но у этого здания есть еще одно название — «Дом 43 героев».
В годы войны здесь размещались летчики и штурманы 1-го минно-торпедного авиационного полка Балтийского флота. Это они в августе 1941-го бомбили Берлин, а затем защищали Дорогу жизни.
Репортаж корреспондента НТВ Алексея Чеботарёва.
Сегодня даже для того, чтобы просто осмотреть эти помещения, нужно приложить немало усилий. Слишком много здесь фрагментов обвалившихся перекрытий. Глядя на нынешнее состояние, сложно поверить, что в 1941 году это было лучшим зданием во Всеволожске.
Именно поэтому его предоставили героям-летчикам. Обустроено тут для них все было по высшему разряду. На первом этаже располагалась столовая и спортзал, а на втором, которого сейчас нет и в помине, были помещения, где проживали сами герои-летчики.
О них сейчас напоминает лишь береза, посаженная участником первого налета на Берлин Василием Гречишниковым. Он погиб в октябре 41-го, а дерево растет по сей день. Действующие и будущие герои 1-го минно-торпедного авиаполка Балтийского флота ласково называли его сквер у домика. Там проходили и разборы полетов, и политинформация. Судя по волейбольной сетке, запечатленной на фотографии, не забывали и отдыхать между вылетами, почти каждый из которых потом попадал в историю.
Марина Ратникова, директор Всеволожского государственного историко-краеведческого музея: «В этом здании размещалось 43 героя Советского Союза. У нас в России, если Вы где-то и встретите три, пять героев под одной крышей… Но чтобы 43 героя, такого в истории Великой Отечественной войны не было».
1-й минно-торпедный авиаполк Балтийского флота прославился уже в самом начале войны. В ночь с 7 на 8 августа 15 бомбардировщиков ДБ-3 поднялись с аэродрома на острове Эзель, взяв курс на Берлин. С включенными огнями они долетели до столицы Третьего Рейха.
И лишь когда первые снаряды начали взрываться, силы противовоздушной обороны немцев открыли огонь. Не верили, что русские решились на столь дерзкий и в чем-то даже авантюрный налет. В ту ночь всем экипажам удалось вернуться назад.
После этого морские бомбардировщики еще на протяжении месяца атаковали цели в Германии, совершив 86 вылетов. 17 самолетов и 7 экипажей были потеряны. Позже, защищая Дорогу жизни и поддерживая войска Ленинградского фронта, выполняя несвойственные задачи над сушей, героями станут десятки летчиков полка. До Победы доживут совсем немногие из них. Имена членов экипажей носят улицы в городах по всей стране.
Василий Иванович Минаков — легенда отечественной авиации. Герой Советского Союза, защитник Крыма и Севастополя, генерал-майор, он служил в авиации всех советских флотов — при этом по два раза, ему лично пожимал руку Черчилль. О военно-морской авиации и своей жизни Василий Иванович написал 18 книг. Особое место в них посвящено тем сослуживцам, которые до этого воевали в составе 1-го минно-торпедного на Балтике. О них прославленный летчик до сих пор говорит как о своих героях.
Василий Минаков, герой СССР, генерал-майор авиации, ветеран Великой Отечественной войны: «1-й минно-торпедный полк возглавлял Преображенский. Воевал и штурман полка Хохлов. Борзов Иван Иванович тоже настоящая легенда».
Единственная экспозиция, посвященная летчикам и штурманам 1-го минно-торпедного, — во Всеволожском краеведческом музее. В его названии хоть и есть слово государственный, но уже почти 30 лет он существует лишь на средства директора Марины Ратниковой и редкие пожертвования.
В таких условиях ремонт и реконструкция «Дома 43 героев» с созданием там музея за счет областного бюджета вроде бы долгожданное решение. Но вот хозяин у нового учреждения изменится.
Николай Емельянов, вице-губернатор Ленинградской области: «Там расположится управление музея „Дорога жизни“, там расположится экспозиция, связанная с предметами и вещами тех времен. В рамках этого музея будут выделены помещения, где расположится экспозиция краеведения».
То есть после восстановления в «Доме 43 героев» самим героям-летчикам будет посвящена лишь часть экспозиции. Директор действующего краеведческого музея к таким планам относится с недоверием. Марина Ратникова помнит, как здание вообще хотели передать инвестору-ресторатору. Как бы и теперь, говоря про административные помещения для нового музея-заповедника, не забыли о главном, — опасается она.
Марина Ратникова, директор Всеволожского государственного историко-краеведческого музея: «Здесь жили 43 богатыря!// И матерью была у них одна большая русская земля!// Их имена простые люди знали,// Они дрались и храбро умирали!»