В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Серов не портретист». Экспозицию посвятили 150-летию со дня рождения художника.
Для большинства это вернисаж может стать настоящим откровением. Валентин Серов, известный как успешный и высокооплачиваемый портретист, оказывается писал, великолепные пейзажи и любил исторический жанр. У него есть даже иллюстрации к басням.
Как любимый ученик Репина спорил в искусстве со своим учителем, расскажет корреспондент НТВ Павел Рыжков.
Название выставки «Валентин Серов не портретист» оказалось настолько интригующим, что Корпус Бенуа пережил небывалый наплыв посетителей. 200 работ, собранные воедино, должны были доказать то, чего добивался всю жизнь живописец — быть оцененным и в других жанрах.
На экспозицию привезли немало графики из Третьяковки. Эти работы говорят о даре великолепного рисовальщика. Для раннего Серова мазок и фактура порой важнее содержания.
Репину явно были не по душе не только финская деревня с котом норвежской породы, но и первые попытки приемов импрессионизма в русском искусстве.
Валерий Лукка, художник: «Здесь есть классические работы, мимо которых мы прошли. И есть раскрепощенный мазок, что категорически не нравилось Илье Ефимовичу Репину в эти годы».
Тот же Репин точно так же раскрепостит свою руку. И его этюды к Государственному совету показывают, что он пришел к тому же, к чему его ученик, но десятью годами позже.
Красивый античный сюжет «Похищение Европы» не обошел своим вниманием и Валентин Серов. Над темой художник работает во время путешествия по Греции. На выставке представлены эти эскизы. Любопытно, что о любви Зевса к Европе живописец рассказывает в шести вариантах. Четыре из них представлены на выставке.
Разные «Похищения Европы» не даром внимательно рассматривают и посетители, и специалисты музея.
Владимир Круглов, куратор выставки «Серов не портретист»: «Раз это монументальное произведение, оно должно восприниматься издалека. Море колышется тяжело, валы воды перекатываются. И очертания быка и девушки, а также дельфина он делает лаконичными и выразительными».
Русский музей представил изображение и знаменитой, но неизвестной широкой публике совместной картины Серова с Коровиным «Хождение Христа по водам». К сожалению, состояние холста не позволяет вывозить его из хранилища.
Это полотно и многочисленные пейзажи, с неожиданными для Серова сюжетами напоминают изречение мастера: «Я не портретист. Я просто художник». Правда, так случалось, что за портреты мастера хорошо платили, а все остальное живописец создавал только для души.