Мировая пресса обсуждает сенсационную находку, сделанную в Нидерландах по чистой случайности. Внутри древней статуи Будды обнаружен замурованный человек, вернее его мумия. А вместе с ней несколько манускриптов с письменами.
Останки, как выяснилось, принадлежат великому китайскому мастеру медитации Лю Цюаню. Он умер — а по версии буддистов, просто достиг просветления и расстался с телом — еще в XII веке. Что было с ним дальше, никто до последнего момента не знал.
Мумию нашли во время ремонта постамента статуи, купленной частным коллекционером. Изнутри вдруг показались кожа и кости. Чтобы развеять все сомнения, изваяние подвергли компьютерной томографии. Оказалось, что древняя фигура из
Винсент ванн Вилстерен, куратор археологии в музее Дрентса: «Нам показалось, что мы видим легочную ткань, но оказалось, что это не она — это были маленькие кусочки бумаги с отрывками китайских текстов».
Что это за тексты, сказать пока нельзя: бумагу нельзя извлечь, поскольку мумия слишком хрупкая. Но «наш самый старый пациент», как его называли врачи медицинского центра Амерсфоорта,
Винсент ванн Вилстерен: «Мы нашли в основании статуи коврик, который на 200 лет моложе самой мумии, и предположили, что первые столетия мумии просто поклонялись в храме, а потом (может быть, оттого, что она „помогла“ при неурожае или еще каком бедствии) решили для почета облечь ее в статую из
Лю Цюань умер в позе лотоса, в ходе медитации. Возможно, он прошел прижизненную мумификацию, когда монах годами питается смолой и сосновыми иголками, пока его не замуруют в нишу, оставив лишь трубочку для дыхания. По буддийской вере, он и не умер, а просто расстался с телом, а почему такое тело не подвластно тлению — загадка буддизма.
Конечно, монах Лю Цюань не мог сам себя распотрошить и набить буддийскими рукописями, но это могли сделать уже через много веков, когда монаха превращали в статую. Сейчас мумия — в очень хрупком состоянии, однако если учесть, что она пережила монгольское нашествие и «культурную революцию» Мао Цзэдуна, она отлично сохранилась. Как монах попал на Запад и в каком монастыре обитал до этого, неясно.
Подробности — в репортаже.