В истории петербургского института «Спецпроектреставрация» практически поставлена точка.
Учреждение должно освободить занимаемые помещения во флигеле Юсуповского дворца, что по сути означает его закрытие. Начало конца было положено еще в 2011 году, когда крупнейший проектный институт с внушительной репутацией приобрела таинственная фирма «Ника». После этого у НИИ появились долги, а сотрудникам стали задерживать зарплату.
В причинах намеренной ликвидации института разбиралась корреспондент НТВ Катерина Правдина.
Атмосфера в старейшем и лидирующем в области комплексных исследований и реставрации институте не из лучших. Все коридоры и кабинеты заставлены коробками, пакетами. Ученые здесь в прямом смысле слова живут на чемоданах. Для них переезд уж точно настоящее стихийное бедствие.
Фонды — самое ценное, что сегодня осталось в институте. Здесь собраны материалы с 1959 года. Натурные, научные,
Самая тяжелая утрата — это уникальный коллектив специалистов, вынужденных уходить из института только потому, что не на что жить. В кабинетах
Игорь Пасечник,
Из десяти мастерских, успешно работавших до 2011 года, осталось лишь три. Это около 20 человек. А еще недавно штат насчитывал 200. Проекты, над которыми реставраторы сейчас продолжают упорно трудиться будут последними выполненными в этих стенах.
Уникальность этого института еще и в том, что здесь проводили комплексные исследования. От натурных археологических изысканий до анализа строительных материалов и конструкций. В лаборатории изучали составы оригинальных кладок, растворов, исторические механизмы, проводили испытания, делали образцы и подбирали реставрационные технологии уже с использованием современных материалов.
Финансовые трудности в институте начались после приватизации. Новый собственник отказался от привычной схемы (когда мастерские получали столько, сколько реально зарабатывали, и цена выполненным в срок заказам соответствовала уровню предоставляемых услуг) и ввел свою политику.
Владимир Фомин, директор НИИ «Спецпроектреставрация»: «Нашим собственникам были не интересны большие задачи института. Их интересовало те объекты, которые попадали в руки их компаньонов и подрядчиков, не интересовала стоимость этих работ. Если оборот в
Сотрудники не находят иного ответа на вопрос, для чего компания «Ника» купила научный центр, кроме как, чтобы развалить. Последующий вопрос, зачем, остается открытым. Равно как, почему, когда институт выставили на торги, никто не попытался его уберечь от уничтожения. Сегодня, впрочем, остается лишь делать неутешительные прогнозы. Уже не относительно учреждения, а всей отрасли в целом.
Михаил Мильчик, заместитель директора НИИ «Спецпроектреставрация»: «Резкое падение научного уровня реставрации в части натурного исследования,
В трехлетней череде событий выселение мастерских из флигелей Юсуповского дворца выглядит финальной точкой. Все формальности прописаны в договоре аренды с КУГИ с открытой датой.