В Белоруссии священники и архитекторы вновь попытаются согласовать план масштабной операции на берегу Немана. Речь идет о спасении церкви XII века. Неотложную помощь древнему храму оказать удалось, но в вопросах восстановления уникального прихода нет ни общего видения, ни идей, откуда взять на это средства.
Выбрав для церкви в честь святых князей Бориса и Глеба крутой берег Немана, зодчие возвысили сакральное строение уже в глазах современников, а в глазах потомков из века в век свое значение храм только приумножал. Это скромная по нынешним меркам божья обитель, которая стоит теперь вдалеке от удобных транспортных развязок, но венчаться и отправлять прочие религиозные обряды жители Гродно предпочитают именно здесь.
Постоянные прихожане называют себя коложанами. Второе, народное название церкви — Коложская, по имени урочища Коложань, места, где бьют родники и случаются чудеса. Здесь же хранится чудотворная икона. Но теперь пора помогать уже самому храму.
Благополучно пережив бури непростой истории Древней Руси, когда храм и монастырь разорили крестоносцы, пережив войны, что вели правители княжества Литовского и Российской империи, церковь пала жертвой стихии природной. Древние своды храма еще в 1853 году частично обрушил оползень. Тогда и возник деревянный пристрой. А при власти советской здесь устроили экспозицию научного атеизма. Плачевное состояние храма, который стал буквально сползать в Неман, всерьез начали обсуждать лишь в
По своей исторической и архитектурной значимости Борисоглебская церковь стоит в одном ряду с новгородской Софией и церковью Покрова на Нерли. К концу XII века Гродно по числу каменных построек опережал даже Полоцк, один из самых важных центров в западной Руси того времени.
Как передает корреспондент НТВ Алексей Прокин, Борисоглебскую церковь археологи рассматривают в непосредственной связи с шедеврами зодчих греческой школы, которые строили афинские храмы