Посещение балета для приезжающих в Петербург туристов давно стало обязательной программой. Но площадок, на которых можно показать полноценный балет, в городе не хватает.
Посещение балета для приезжающих в Петербург туристов уже давно стало обязательной программой. Спрос рождает предложение.
И уже под брендовые постановки, такие как «Лебединое озеро» или «Жизель», занимают даже самые неприспособленные для классического танца подмостки.
Как это отражается на качестве спектаклей, выяснял корреспондент НТВ Павел Рыжков.
«Одиллия» на фоне узнаваемых архитектурных символов Петербурга. Сувенирная продукция с изображением балерины у иностранных туристов пользуется такой же популярностью, как и матрешки. А посещение спектаклей «Лебединое озеро» и «Жизель» входят в программу «все включено», так же как завтраки, обеды и ужины в ресторане отелей.
Спрос рождает предложение. Балетные труппы, не имеющие своих помещений, работают через посредников: именно они подыскивают сцены для выступлений. Людмила Брагина была первой, чья продюсерская компания несколько лет назад освоила для балета подмостки БДТ.
Людмила Брагина, театральный продюсер: «Так как в городе не хватает специализированных балетных площадок, мы задались целью превратить драматическую площадку в балетную. Для этого были необходимы определенные условия для проведения балетных представлений».
Например, оркестровая яма. Ее в БДТ построили. После завезли декорации и начали танцевать. Но сотрудничество театра и продюсерской компании прервал внезапный потоп.
Дирекция БДТ восприняла это происшествие, как знак свыше. Зрителям выплатили
Однако сегодня здесь вновь танцуют белое адажио и танец маленьких лебедей. Новую труппу привела сюда другая продюсерская компания.
Тем временем компания Брагиной для «Лебединого» и «Жизели» освоила две площадки, которые считались непригодными для балета, — в Эрмитажном театре и театре Музыкальной комедии.
В последнем по ее приглашению уже четыре месяца работает театр имени Якобсона. Эта сцена строилась не для классического танца, но выбирать не приходится. У труппы специальные безразмерные декорации.
Юрий Петухов, художественный руководитель академического театра балета им. Л. Якобсона: «Давайте на маленькую сцену поместим паспорт спектакля. Это неверно. Соответственно, нужно ставить не 12, а 9 лебедей, чтобы они друг друга не ударяли ногами и руками».
Самый большой в городе зал «Октябрский», где
Даже театр имени Мусоргского неидеален для балета. Там — самый большой наклон сцены, сделанный для оперных постановок. А ведь балет один из самых травматических видов искусства. На маленькой сцене есть риск задеть друг друга.
«Лебединое озеро» для иностранцев дают и на сцене Дома офицеров. Но эта площадка слишком мала для такого балета. На подмостках могут разместиться 16 из 32 лебедей, а это всего лишь половина кордебалета.
Самой удобной площадкой для балета, как ни странно, является сцена драматического театра — Александринки.
Константин Тачкин, генеральный директор петербургского Театра балета Константина Тачкина: «Что касается высоты декораций, чтобы показать их во всей красе, то в Александринском театре с этим все в порядке. Но сцену я хотел бы видеть больше, чтобы показывать полноценный балет».
Балет Константина Тачкина чаще, чем в Петербурге, выступает в Южной Африке, Англии, Японии. Мегаполисы этих стран имеют сразу несколько сцен, на которых можно показать и полную сценографию, и красоту классического танца. А в колыбели русского балета для этого предназначены только подмостки Мариинского театра.
Но балетную столицу мира это не смущает. Необходимость продать большое количество спектаклей, заставляет продюсеров не считаться ни с параметрами неформатных сцен, ни с качеством постановок.
Балет, как показал нынешний туристический сезон, при необходимости, можно давать и под шум волн на пляже Петропавловской крепости. Стоимость билетов соответствует размерам и престижности подмостков.