Петербургские историки кино отмечают круглую дату. Ровно 70 лет назад на экраны советских кинотеатров вышла первая часть кинокартины «Пётр I».
Петербургские историки кино отмечают круглую дату. Ровно 70 лет назад на экраны советских кинотеатров вышла первая часть легендарного фильма «Пётр I».
Корреспонденту НТВ Павлу Рыжкову стало известно, как создавался сценарий картины и как нашли исполнителя главной роли.
Сценарий фильма был написан Алексеем Толстым за столом из красного дерева. По словам внука Михаила Толстого, массивная мебель помогала писателю буквально погрузиться в историю.
Михаил Толстой, внук писателя Алексея Толстого: «Он перепечатывал на машинке сам, а писал пером. У него был набор любимых ручек „Паркер“. Он обычно садился за стол и выбирал любимую ручку на этот день».
Съемки фильма «Пётр I» начались с батальных сцен. Необходимо было снять штурм крепости Ниеншанц. Но в
Выбор пал на ближайшую загородную возвышенность. Поклонная гора в Озерках тогда не была застроена и идеально подходила для съемок исторического боя.
Сохранилась хроника 1935 года. На пленке видно, как снималась эта сцена. Полуторатысячная массовка в исторических костюмах была впервые задействована в отечественном кино.
В кадре можно увидеть и режиссера Владимира Петрова, и исполнителя главной роли Петра I Николая Симонова. Режиссер объяснял Симонову особенности роли, а актер МХАТа Тарханов в это время читал газету «Правда».
За созданием фильма следила не только центральная пресса, кинохроника, но и представители самых разных общественных институтов.
Во время подготовительного периода картины сталкивались взгляды
Конец бесконечной полемике положил лично Сталин. Даже слова экранного Петра «Широко было задумано, жалеть было некогда» приписывают Иосифу Виссарионовичу. На роль Петра пробовали даже непрофессионального актера.
Пётр Багров, историк кино: «Решили, что восковая фигура, которую смастерил Растрелли, ближе всего подходит к облику реального исторического Петра и нашли
В результате Петра сыграл Николай Симонов, внешне он не был похож на царя, но перед камерой в гриме актер преображался.
После выхода фильма образ Петра I в исполнении Симонова стал просто каноническим. Необычно большой формат листов напечатанного сценария удивляет архивистов: картина должна была стать грандиозной соразмерно петровским реформам.
В томах деловых бумаг среди большого количества документов хранятся договоры Михаила Жарова и Аллы Тарасовой, где указано четкое требование — только мягкое купе. Ведущую актрису МХАТа несмотря на важный госзаказ театр не спешил отпускать. Она каждый месяц присылала в киногруппу свой репертуар.
Ради королевы МХАТа шли на простой павильонов и съемочной техники: создателям нужна была именно такая аристократичная Екатерина. В фильме история если не переписывалась, то во всяком случае облагораживалась.
За несколько съемочных дней Тарасова в месяц получала две с половиной, три тысячи рублей в месяц. Для середины
И еще одна тайна. В архиве случайно нашли монтажный лист третьей серии фильма. Но, как оказалось, это не самостоятельно произведение, а многосерийный немой вариант для кинотеатров необорудованных звуковыми установками. До войны в СССР их было немало.
А так было важно, чтобы масштабный патриотический фильм прошел даже в самых дальних уголках страны. К сожалению, эта версия картины утрачена.