Вскоре на крыше Государственного Эрмитажа заработает старинный семафорный телеграф. Принцип передачи сигнала решили усовершенствовать посредством современных технологий.
Вскоре на крыше Государственного Эрмитажа заработает семафорный телеграф — уникальное устройство, которое использовали 170 лет назад Принцип передачи сигнала решили усовершенствовать посредством современных технологий.
Каким образом посылали сообщения до изобретения электрического телеграфа и как эта процедура будет производиться в скором будущем, выяснял корреспондент НТВ Илья Федосов.
«Российская архитектурная отсебятина», — сказал бы Бартоломео Растрелли, если бы прожил лет на сто больше и увидел бы башенку на крыше спроектированного им Зимнего дворца.
А между тем это стратегический объект вроде спутниковой тарелки на зданиях Кремля, бывшая главная станция оптического семафорного телеграфа, с помощью которой отправляли секретные телеграммы в Гатчину, Кронштадт и даже в Варшаву.
Сотрудники Эрмитажа загорелись идеей восстановить исторический элемент. Но сейчас во всем Петербурге всего несколько человек знают, как пользоваться этим агрегатом. Это сотрудники Центрального музея связи имени Попова и только у них есть действующий макет сигнальной башни в масштабе один к десяти.
На нем и объясняют принцип передачи. Стрелка могла занимать восемь положений, их комбинация означала цифру или букву. С другой башни в подзорную трубу наблюдатель следил за поворотами стрелки и повторял их.
То же самое делали на следующей башне, и таким образом за 30 минут сообщение приходило из Петербурга в Варшаву. Для
Цитата из устава телеграфического сигналиста издания 1835 года гласит: «Как ночные, так и дневные сигналы столь просты и удобовидимы, что ничего лучшего желать нельзя».
Систему в нашу страну привез французский инженер Жак Шато. За уступку России его телеграфической тайны, сейчас бы сказали «за лицензию», царское правительство заплатило огромные деньги — 120 тысяч рублей.
На линии Петербург — Варшава работало около двух тысяч штатных сотрудников. В те времена телеграфистам приходилось тяжело во всех смыслах. Средняя длина металлической стрелы составляла четыре метра, а поворачивать ее нужно бодро и четко.
Владимир Орлов, заведующий отделом фондовой и экспозиционной работы Центрального музея связи им. А. С. Попова: «Если передается целый комплекс телеграмм, вращать это колесо в течение нескольких часов — серьезное занятие».
Одна короткая телеграмма — это около сотни поворотов стрелы. Поэтому на буквах экономили. «В» и «Ф» обозначались одним знаком. Сообщения читались с немецким акцентом, например, «фаша сфетлость».
Потом придумали шифр, чтобы кодировать целые фразы и чтобы телеграмму не поняли враги. Над шифровальной книгой двести лет назад ломали головы иностранные шпионы, сейчас — сотрудники музея связи.
Другие семафорные башни практически не сохранились. Есть одна в Гатчинском дворце, но в современном варианте телеграммы туда никто посылать не собирается. Из Эрмитажа их будут отправлять прямо в Интернет.
Сергей Мацинков, главный инженер Эрмитажа: «Возможно, на Меньшиковском дворце появится
В перспективе можно будет не только читать чужие сообщения, но и передавать через Интернет свои обычным текстом. Компьютер на башне переведет их на
Но и здесь есть сложности. Например, фразу «Корот над фольной Нефой» стрелка будет выписывать минут десять. Да и прочитать это послание пока смогут немногие, главный инженер Эрмитажа да сотрудники Центрального музея связи.