Невский проспект. Сейчас – сердце Петербурга, а когда-то – его промышленный центр.
1704 год. Пётр I подписывает указ о строительстве верфи – Адмиралтейского дома.
Петр I (1704 г.)
Верфь строят очень быстро: она готова уже в начале 1705-го. Еще через год первый построенный здесь корабль спускают на воду.
На шпиле здания Адмиралтейства установлен знаменитый металлический кораблик – один из главных символов города.
Считается, что его срисовали с любимого военного корабля Петра Первого – самого современного на тот момент «Ингерманланда». Есть версия, что флаги были сделаны из чистого золота, а в носовой части кораблика хранился геодезический компас Петра. Возможно, по этой причине во время ремонта 1815 года оригинальный кораблик бесследно исчез.
Пришедший ему на смену кораблик простоял на шпиле до 1886 года и сейчас хранится в Морском музее, а его место заняла очередная копия. Длина кораблика – почти два метра, высота – полтора.
Что касается настоящих кораблей, то их на верфи строят, как сказали бы лет через 200, стахановскими темпами. Только в петровское время (жить и править ему остается еще 20 лет) со стапелей сходят 23 корабля и больше 200 галер.
Вокруг верфи – склады, мастерские, здесь работают тысячи человек, а еще военные, а еще чиновники (куда без них?). Одна проблема есть у Адмиралтейства: отсюда нет нормальной дороги в другой тогдашний центр города – район Александро-Невской лавры. Ту дорогу, которая есть, постоянно размывает водами Невы, а ведь это, по сути, единственный путь между Адмиралтейством и всей центральной Россией. Городу явно нужен современный проспект. Решение о постройке «першпективы» принимает, конечно, лично Пётр.
Мы въехали в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и по справедливости названную проспектом, потому что конца ея почти не видно… Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим ее сторонам в три или четыре ряда, еще невелики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте… и делает чудесный вид, какого я нигде не встречал
Фридрих Берхгольц,
камер–юнкер
На новом проспекте, который пока еще не называют Невским, организуют освещение. Здесь устанавливают около шестисот фонарей. Их заправляют конопляным маслом – не хуже, чем в Европе! Зажигают по расписанию, сверяясь с «таблицами о темных часах», присылаемых из петербургской Академии наук.
Занимаются этим 64 фонарщика. Во время белых ночей масло, конечно, экономят. В короткие хмурые питерские дни расход, наоборот, увеличивается.
Вся остальная Россия, в том числе Москва, в эти годы по ночам погружена во тьму: указ об освещении Москвы императрица Анна Иоанновна подпишет лишь в 1730 году. В Петербурге же улицы освещают с 1706-го. Конечно, не все и не всегда, а сначала только некоторые и по праздникам.
В 1712 году Пётр назначает Петербург столицей, а через 6 лет подписывает указ об освещении улиц города. Еще два года спустя здесь начинают устанавливать первые фонари, изготовленные специально для города. Их отлили в Ямбурге (нынешний Кингисепп). Дизайн утвержден лично Петром. Фонари получились просто шикарные. В каждом – девять больших шлифованных стекол. Очень красиво, очень роскошно, но слишком дорого, такие расходы город не потянет. Надо искать варианты подешевле.
Эксперимент по импортозамещению провалился, и на помощь приходят голландцы. Фонари их образца попроще: без лишних украшений, вместо больших цельных стекол – стеклышки помельче. Светят, конечно, похуже наших (метров на 35 против 100), но и стоят в 20 раз дешевле!
Стоит понимать, что «светят» по нашим меркам не означает «освещают». Даже яркие по меркам XVIII века фонари отнюдь не заливают дорогу светом – скорее обозначают путь во тьме. Но по тем временам это настоящий прорыв, и Россия здесь не то что не отстает, а намного опережает гораздо хуже освещенную Европу.
Итак, Невский построен и по меркам XVIII века достойно освещен. Но после смерти Петра в 1725-м планы по благоустройству столицы сворачивают. Вновь активно облагораживать город начали лишь в 40-х годах.
Для лутчаго по першпетивым плезиру и чтоб во время темных часов удобнее свет был, зделать вновь фонари
Императрица Елизавета Петровна,
указ от 7 ноября 1745
Елизаветинские фонари сильно отличались от неказистых предшественников: светили лучше, да и внешне были настоящим произведением искусства. Фонари становятся не просто осветительным прибором, а важным элементом городского дизайна.
Со временем освещение отдали в частные руки, и этот бизнес оказался прибыльным. Питерским купцам платили из казны за каждый установленный фонарь. К концу XVIII века фонарей в городе уже три с половиной тысячи – Петербург освещен лучше, чем любая европейская столица тех лет. Правда, «лучше», как мы помним, не означает «хорошо»: фонари до сих пор масляные, светят довольно тускло. И гуляя с барышней по Невскому, под ними лучше не ходить: могут и капнуть горячим маслом – еще хорошо, если на костюм, а если за шиворот?
Далее, ради бога, далее от фонаря! И скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастие еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом.
Николай Васильевич Гоголь
«Невский проспект» (1834 г.)
Так будет до 1839 года, когда в Петербурге появятся первые газовые фонари. Это настоящая революция в уличном освещении. Одновременно в городе работают и масляные фонари, и те, которые работают на смеси спирта и скипидара, и керосиновые… Вариантов фонарей и опор для них – множество. Архитекторы и инженеры буквально соревнуются в том, кто сделает лучше и красивее.
Как только сумерки упадут на домы и улицы и будочник, накрывшись рогожею, вскарабкается на лестницу зажигать фонарь, а из низеньких окошек магазинов выглянут те эстампы, которые не смеют показаться среди дня, тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться. Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет… Длинные тени мелькают по стенам и мостовой и чуть не достигают головами Полицейского моста
Николай Васильевич Гоголь
«Невский проспект» (1834 г.)
Тем временем на планете постепенно наступает эра электричества. Ученые проводят опыты и один за другим изобретают лампы накаливания разных типов. В лидерах – экспериментаторы из России, Англии и США. Формально творцом электрической лампочки считают Томаса Эдисона, но он был лишь одним из многих (хотя и, бесспорно, одним из самых талантливых).
Среди участников этой гонки гениев – наш Александр Лодыгин. Летом 1873-го Лодыгин приглашает петербуржцев прийти, как стемнеет, на Одесскую улицу. Там он меняет в двух уличных фонарях привычные керосиновые лампы на лампы накаливания. Очевидцы рассказывают о ярком белом свете, изливаемом фонарями. Горожане приносят с собой газеты, чтобы сначала почитать под керосиновой лампой, а потом под электрической. Электричество побеждает за явным преимуществом.
Демонстрация электрической лампочки на Одесской была не просто аттракционом, сравнением старого и нового на потеху публике. В ту ночь научный прибор превратился в прикладной. По словам одного из современников, Лодыгин «первый вынес лампу накаливания из физического кабинета на улицу».
Кстати, именно в районе Одесской улицы происходили события, описанные Гоголем в «Шинели».
«Родись Лодыгин пораньше да освети сии описанные в гоголевской «Шинели» места – не решились бы снять шинель с робкого Акакия Акакиевича разбойники».
Николай Попов, инженер
Угольная лампа Лодыгина, восхитившая питерскую публику, в широкое производство не пошла. Более перспективными и заслуживающими государственной поддержки посчитали лампы другого русского ученого Павла Яблочкова.
Непривычно яркие «свечи Яблочкова» уже завоевали любовь европейцев, а газетчиков вдохновили на пошловатые заголовки вроде «Свет приходит из России». Его фонари освещают Лувр и центр Парижа, а заодно и Большой театр в Москве… Петербург не может остаться в стороне, и «свечи Яблочкова» загораются на только что выстроенном Литейном мосту. Литейный надолго становится единственным в мире мостом, который освещают электричеством.
В Петербурге становится всё светлее и светлее, искусственного освещения в городе всё больше.
Освещением центра города занимается Карл Фёдорович Сименс – немец, принявший российское подданство.
К 1914-му на улицах города установлено уже почти 14 тысяч фонарей. Больше всего пока еще газовых, но электрических уже 3 тысячи. Кажется, прогресс не остановить, но…
…Но грянула Первая мировая, потом – Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война… На повестке дня у молодой советской республики – гегемония пролетариата, и тут уж точно не до буржуазных излишеств вроде освещения улиц или отопления домов.
Город ветшает. К 1918 году на улицах продолжают работать только электрические фонари. В 1920-м гаснут и они. Трамваи по Невскому (который уже не Невский, а проспект 25 Октября) тоже не ходят. Ночной город (который уже не Петербург, а Петроград), как и за 200 лет до этого, по ночам погружается во тьму.
Я спросил прохожего:
— Скажите, пожалуйста, как пройти на Невский проспект?
И получил суровый ответ:
— Вы на нём находитесь.
Так вот он каков! Не так величествен, как представлялось воображению, даже, пожалуй, скромен и пуст! Окна магазинов заколочены, кое-где стёкла разбиты, панель не подметена, тротуар выложен деревянными торцами... Но главное – пуст. Время от времени попадались редкие прохожие, но чем дальше я шёл, тем больше меня удивляла необъяснимая пустота.
Вениамин Каверин, «Петроградский студент»
Приводить город в порядок, в том числе восстанавливать освещение, начинают после Гражданской войны, в 1922-м. В начале 30-х уже не в Петрограде, а в Ленинграде фонарей примерно столько же, сколько было к началу Первой мировой. Все они электрические и зажигаются автоматически: сигнал поступает из диспетчерской по телефонным проводам.
Осенью 1939-го в лексиконе ленинградцев появляются два новых слова – официальный термин «светомаскировка» и бытовое «затемнение». Германия уже напала на Польшу, а до советско-финской войны остается пара недель. Светильники в городе срочно меняют на синие или специальные белые, не заметные с воздуха.
В тот раз светомаскировка не пригодилась: авиации у Финляндии практически не было. Зато пригодилась во время Великой Отечественной. Первый авианалет на город немцы попытались совершить уже 23 июня 1941-го. В сентябре на город упали первые бомбы, и тогда же Ленинград оказался в блокаде. Об освещенных электричеством улицах пришлось забыть на 3 с половиной года.
Наружным освещением практически не занимались… В нашем гараже собирались машины из запчастей брошенных грузовиков. Выполнялись работы по демонтажу уличного светотехнического оборудования и его сохранению для будущей мирной жизни
Мирра Васильева,
ученик электромонтера в тресте «Ленсвет»
Во время налетов на блокадный Ленинград было разрушено до 85% уличных столбов и фонарей. Восстанавливать разрушенное начали сразу после снятия блокады. Тогда же вернули прежнее название Невскому проспекту.
Центр города озарился электрическим светом в сентябре 1944-го. И лишь к концу 1950 года освещение города было восстановлено в довоенном объеме. Фонари в городе ставят новые, разработанные советскими инженерами и энергетиками. На Невском пока оставляют чугунные опоры, установленные в начале века. Их поменяют на собственные копии при Никите Хрущёве, в 1956-м. Фонари – молочно-белые, а опоры красят в серебристый цвет, совсем как было до советской власти.
Советской власти не стало в начале 90-х. Ленинград вместе со страной в очередной раз поменял название. Невский оброс киосками и салонами видеопроката: удовлетворив потребность в хлебе, жители города потребовали зрелищ. Самое популярное из них – бьющий все рекорды популярности сериал «Улицы разбитых фонарей». И это не только название кино, но и символ тех лет: Санкт-Петербургу, как и в начале века, внезапно стало не до красоты.
Но фонари не могут вечно оставаться разбитыми. С началом нового века город начал приходить в себя. В 2007-м при благотворительной поддержке ПАО «Газпром» стартовал самый масштабный в истории города проект по замене уличного освещения. Начали с подсветки Смольного собора. Постепенно преображался весь исторический центр города. Санкт-Петербургу был возвращен подлинный блеск имперской столицы России. В 2019-м заменили фонари и на Невском. Новые чугунные навершия выбирали из сотни эскизов. Пробный образец нового фонаря установили у Гостиного двора. Произвели проверку света, внесли коррективы и только после этого приступили к модернизации освещения всего проспекта. Устаревшие натриевые светильники заменили на светодиодные. Проспект стал первой крупной магистралью города, получившей такое освещение – до этого его применяли только внутри кварталов. Теперь Невский озаряет теплый белый свет – то, что нужно знаменитому своей пасмурной погодой, но, пожалуй, самому любимому городу России.
Накануне 9 мая 2020 года – 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне – в Санкт-Петербурге полностью обновили освещение площади Победы. Новую архитектурно-художественную подсветку получил Монумент героическим защитникам Ленинграда.
Основные реализованные проекты в сфере благоустройства г. Санкт-Петербурга при сотрудничестве ПАО «Газпром»