Спецпроект
Святая Русь
Святая Русь
2019, Санкт-Петербург, Русский музей. Под строгим взором товарища Сталина с картины Александра Герасимова реставраторы склонились над «Святой Русью» — одной из самых известных картин российского и советского художника Михаила Нестерова. Современники говорили, что многие его картины — по сути иконы, настолько важное место в его творчестве занимала религиозная тема. Будучи глубоко верующим человеком, он постоянно обращался к ней.
В юном советском государстве религиозность не приветствовалась, и Нестерову стало сложно так часто обращаться к теме веры, как ему хотелось бы. Но все же религиозные мотивы в его творчестве присутствуют и после 1917-го года. Иногда, правда, требуются дополнительные меры безопасности. Так, тайком написав в начале 30-х небольшую (метр на метр) картину «Страстная Седмица», художник из осторожности датирует ее 1914 годом.
Cтрастная седмица
Портрет хирурга С.С. Юдина
Нестеров не особенно сотрудничает с новой властью в смысле госзаказов и лакированной художественной действительности. Пишет по большей части портреты – исследователя Отто Шмидта, скульптора Веры Мухиной, физиолога Ивана Павлова (за один из портретов Павлова художнику дают Сталинскую премию), хирурга Сергея Юдина…
Но одной из самых ярких работ художника стала написанная в начале века «Святая Русь». Ее считают одним из главных произведений российской живописи рубежа XIX-XX веков – Серебряного века русской культуры.
Картина сложная во всех отношениях, после нее хоть и на покой – все главное будет сказано
Нестеров хотел создать что-то вроде знаменитого «Явления Христа народу» Александра Иванова, но свой сюжет перенес в Россию.
Автор долго выбирал, весной или осенью должна происходить встреча русского народа с его идеалом Христом, но в итоге выбрал зиму.
Явление христа народу
Полгода зимы – это удел русского народа
Панихида православия
Картина вызвала неоднозначную реакцию. Кому-то, как, например, Николаю Второму, она понравилась, и на первой же выставке в 1907 году полотно купили для Императорской академии художеств. Через пару лет «Святая Русь» получила золотую медаль 1-й степени на Международной выставке в Германии.
Но картина пришлась по душе не всем. Художника критиковали за безразличие, холодность, «чужеродность» изображенного им Христа.
Нестеров хотел написать русского Христа… На картине же стоит лжеклассический Христос… манекен в эффектной позе, а за ним несколько трафаретных васнецовских старцев. Нельзя найти достаточно плоских и напыщенных слов, чтобы передать всю театральность этого Христа
Он должен был нарисовать его таким, каким его видят все эти люди, которые стоят перед ним. Они его не могут видеть в виде итальянского певца. Это панихида русского православия
Кстати, сам Нестеров соглашался с критиками в том, что ему и правда не удался Христос.
Самая правая фигура на картине – схимонахиня (монахиня, давшая самый строгий обет и соблюдающая особенно строгие правила). Ее лицо – это портрет матери Нестерова – как позже оказалось, предсмертный.
Лицо женщины в темном в этой группе списано с сестры милосердия одной из петербургских общин. Сначала на этом месте Нестеров хотел изобразить Максима Горького и уже набросал его портрет. Они были знакомы в жизни, а на «Святой Руси» Горький должен был олицетворять интеллигенцию. Но в 1904 году Горький опубликовал свою проникнутую революционным духом поэму «Человек», и образ писателя перестал соответствовать идее картины (Нестеров считал, что полотно, как и всё его творчество, должно было нести успокоение во взбаламученное революционными настроениями общество). Место Горького на «Святой Руси» досталось женщине.
Нестеров вообще много раз переделывал картину, перерисовывал разные ее элементы. У картины – множество слоев один поверх другого. Работа над «Святой Русью» шла несколько лет, и это сослужило ей плохую службу. Постоянные переделки не позволили Нестерову соблюсти правильную технологию. Со временем связь между разными слоями ухудшалась, красочный слой начал отслаиваться от грунта. Лак желтел, краски меняли цвет – даже снег стал из белого желтоватым. Реставраторам приходилось постоянно устранять дефекты – делать так называемые заклейки, по сути обычные заплатки. Впрочем, этого посетители Русского музея, куда картину передали в 1921-м, уже не видели: в конце 20-х неуместный в богоборческом государстве сюжет отправили в запасник, где «Святая Русь» находилась до конца 80-х.
С годами картине становилось всё хуже – начал трескаться красочный слой. По словам специалистов, «Святая Русь» оказалась хронически больна. Стало ясно: нужна глубокая реставрация, иначе Русский музей потеряет одну из знаковых работ. Отправлять картину в мастерскую специалисты запретили – полотно не перенесло бы транспортировки. Реставрационную мастерскую оборудовали прямо в зале музея.
Как лечат картины
Полотно снимают с подрамника. Удаляют гвозди, держащие холст.
Реставраторы укрепляют красочный слой и грунт, устраняют изломы и деформации.
Удаляют старый клей, который держал реставрационные кромки, удаляют заплатки.
Укрепляют участки, на которых красочный слой расслоился или поднялся.
Краскам возвращают прежние цвета. Пожелтевший снег «Святой Руси» снова засиял, как и было задумано автором!
Очищают и тыльную сторону картины. В самом конце полотно натягивают на новый подрамник.
Работа заняла полгода.
Это первая масштабная реставрация произведения с момента поступления в Русский музей в 1921 году и первый совместный проект Русского музея с ПАО «Газпром». Кроме того, это дебютный спонсорский проект такого рода, говорят в музее: обычно спонсоры предпочитают популяризировать искусство, например, устраивая картинам выставки. А вот вкладываться в реставрацию этого искусства мало кто стремится. «Газпром» традиционно оказывает поддержку проектам, направленным на возрождение культурных ценностей. В преддверии юбилея основания Русского музея (в 2020 году исполнилось 125 лет со дня его основания), а также учитывая, что произведение М.В. Нестерова является важным памятником культурного наследия, было принято решение поддержать проект его реставрации.
И теперь много лет невыездная заточенная в своем зале «Святая Русь» снова может представлять русское искусство за пределами Петербурга.