На острове Новая Голландия ведутся подготовительные работы перед глобальной реконструкцией и строительством. Между тем, чтобы воплотить в жизнь проект Нормана Фостера, необходимо изучить культурный слой острова.
На острове Новая Голландия ведутся подготовительные работы перед глобальной реконструкцией и строительством. Между тем, чтобы воплотить в жизнь проект Нормана Фостера, необходимо изучить культурный слой острова.
Культурный слой вместе с археологами из Эрмитажа изучал корреспондент НТВ Илья Федосов.
Экскаваторы ловко разносят по кирпичику не имеющие особой исторической ценности строения Новой Голландии. Подобные методы не для археологов. Можно сколько угодно шутить по поводу лопат, но для тех, кто работает с культурными слоями, лучше инструмента не найти.
Ковш экскаватора в один момент может смешать эпоху Анны Иоановны, со временами Александра I. Лопата бережно относится к отечественной истории.
Археологические работы, которые должны быть проведены перед началом застройки острова, практически закончены. Есть результаты, даже научные открытия. Раскопки доказали, что еще при Петре I в Новой Голландии были жилые кварталы.
Юрий Лесман, старший научный сотрудник сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа: «Здесь был жилой квартал: сохранилось дерево, сохранились остатки построек петровского времени».
В разрезе земля Новой Голландии выглядит, как слоеный пирог. На самом верху слой советского асфальта. Под ним булыжники, которые помнят революцию. Чуть ниже — конец XIX века и слои, помнящие пушкинские времена и войну с Наполеоном. Под ними можно посмотреть остатки времен Екатерины II. А в самом низу — темная земля, это петровский слой. Под ним больше культурных слоев нет.
Снимая слои один за одним, археологи последовательно достают пивные бутылки времен гражданской войны, шпору офицера царской кавалерии, монету с изображением Александра I и неопознанные железяки, изготовленные при Екатерине II.
В итоге выясняется, что в петровские времена новые голландцы жили совсем неплохо. Курили табак, ученые нашли трубку, кушали устриц, об этом свидетельствует раковина. Судя по внешним признакам, завоз из Нидерладов. Выпивали, а как без этого в нашем климате.
Юрий Лесман, старший научный сотрудник сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа: «Посуду и винные бутылки мы находили. А вот посуды для водки еще не попалось».
Все нужно закончить до первого снега. Приходится работать под дождем, постоянно откачивая воду. Глубина траншей местами превышает два метра. И вокруг не просто грязь, а утрамбованный исторический архив.
Пока специалисты из Эрмитажа копают в прошлое, совсем рядом насыпают будущее. С научной точки зрения, экскаватор, разрушая старые здания, создает новый культурный слой первой половины XXI века.