В ликвидации аварии на ЧАЭС участвовали около 700 тысяч человек. Еще примерно тысячу смогли заменить с помощью роботов. Разрабатывали радиоуправляемые аппараты для Чернобыля петербургские конструкторы. Центром строительства робота стал закрытый ВНИИ-100, ныне институт Трансмаш. Опыт трансмашевцев по созданию лунохода был признан наиболее применимым к чернобыльской катастрофе. Многие наработки были извлечены из архивов и вновь взяты на вооружение.
Для работ на земле требовалась иная техника. Работа над комплексом КЛИН-1 началась еще в том роковом апреле. Срок, обозначенный правительством — 2 месяца. Но ленинградские инженеры уложились досрочно — за 44 дня. По старой поговорке «клин решили вышибать клином». Отсюда и название машины. Пара роботов должна была свести к минимуму нахождение людей в самой опасной зоне. За основу двух машин — разведки и управления — взяли конструкцию танка Т-72. Кроме размещения дополнительной аппаратуры, главной задачей стояла защита экипажа от радиации. Создатели КЛИНа предложили использовать свинцовый каркас.
В 86-м, после выполнения миссии, КЛИН-1 зарыли в могильнике. Подобного комплекса в нашей стране больше так не появилось. Хотя его создатели убеждены — если в нынешний век многие предрекают увеличение числа техногенных катастроф, такая техника обязана быть у спасателей.
О сегодняшнем состоянии Чернобыльской АЭС говорили в Петербурге ученые-экологи. Член-корреспондент Российской академии наук, президент Центра экологической комиссии Алексей Яблоков считает, что саркофаг, строившийся как временное сооружение, нуждается в срочной реконструкции. «Если саркофаг рухнет, то поднимется столб пыли с зараженными частицами на полтора километра, он будет разнесен ветром. Это может быть сопоставимо по масштабам с самой аварией» — заявил Яблоков.