В России нужно срочно менять систему телеизмерений, полагает гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст. На НТВ выступают за эволюционное, а не революционное развитие.
«Больно смотреть, как русское телевидение летает в полном тумане по разбитым приборам, делая вид, что все нормально», — заявил Эрнст в среду на конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей. Ситуацию комментирует программный директор НТВ Александр Нечаев.
— Александр, вчера со стороны «Первого канала» прозвучало заявление о необходимости срочных изменений в системе телеизмерений в России. Что вы думаете об этом?
— Для нас, как и для любого участника рынка, анализ телесмотрения — определяющий фактор при принятии решений о заказе программ и фильмов и планировании эфира. Ведь мы заинтересованы предлагать зрителю тот продукт, который будет ему интересен, и в то время, когда ему будет наиболее комфортно его смотреть.
Нельзя не признать, что темпы технологического развития телеизмерений значительно запаздывают по сравнению с самим телевидением. Без ложной скромности, российское эфирное ТВ сейчас — флагман Европы, это признают сами европейские производители контента. Поэтому технологическая отсталость измерений очень тормозит наш телерынок.
— В чем именно отстают российские телеизмерения?
— Есть застарелые, давно назревшие проблемы. Прежде всего, взвешенность панели. В городах типа Арзамаса, Новомосковска или Пятигорска исследование включает всего
Еще одна проблема — внедомашнее, т. е. дачное и офисное телесмотрение. Ведь там есть и телевизоры, и постоянные зрители, а данных по ним нет.
Уже не в абстрактном завтра — сегодня нам необходимо учитывать использование отложенного просмотра, видео по запросу и прочих набирающих популярность услуг крупных провайдеров.
Ну и, наконец, с развитием Интернета — а 55 миллионов постоянных пользователей выводят Россию в лидеры всей Европы, — нам уже сейчас требуется знать предпочтения тех, кому удобнее смотреть ТВ через Интернет.
— То есть действительно пришло время для новой системы телеизмерений?
— Не думаю. Российское телевещание очень специфично: девять часовых поясов, «орбитные» версии, разные способы распространения сигнала в зависимости от географии, климата и иных факторов — все это накладывает огромный отпечаток и выдвигает невероятные требования к национальной измерительной панели. Такого опыта в мире просто ни у кого нет. Любому потенциальному игроку понадобится немало времени, не говоря о затратах, на создание и развертывание эффективно работающей панели. Готова ли индустрия к этим затратам? Не уверен.
— А корректно ли в принципе говорить о «мнении индустрии» в России?
— На развитых рынках, например в ФРГ, заказчики телеизмерений — это не отдельные каналы и рекламные агентства, как у нас, а индустриальный комитет. В России он тоже есть, но его авторитет и возможности явно ограничены: слишком разнятся интересы и потребности, слишком противоречивый рынок. Неудивительно, что о смене
— А в чём основная?
— При размещении телерекламы данные исследований являются принятой валютой рынка. История знает немало примеров: даже необдуманные заявления о национальной валюте всегда вызывают ненужные брожения, что уж говорить о необдуманных реформах. Недоверие, инфляция и долгая стагнация — мы все пережили это в национальной экономике, не хотелось бы повторить этот опыт в экономике телевизионной.
— Так какова позиция НТВ?
— Мы выступаем за ускоренное развитие технологий телеизмерения, за эволюцию. Любой подход в духе революционного Интернационала «разрушим до основанья, а затем» вряд ли будет способствовать устойчивому развитию, скорее ровно наоборот. В условиях глобальной турбулентности любые резкие движения будут только повышать уровень рисков. В конечном итоге это приведет к росту неуверенности крупных международных рекламодателей в зрелости российского телерынка и сокращению объема и качества телерекламы. Учитывая, что именно телевидение в России является флагманским рекламоносителем, подобное развитие событий скорее всего приведет к цепной реакции и окажет существенное негативное влияние на весь рынок рекламы, не только на его медиасоставляющую.