Психологи объяснили страх россиян перед корпоративами отсутствием позитивной корпоративной культуры как таковой. Почему многие боятся ходить на вечеринки с коллегами и как вести себя на корпоративах так, чтобы получить повышение, а не увольнение, в материале НТВ.
Страх и неприязнь большинства россиян по отношению к корпоративам объясняется отсутствием позитивной корпоративной культуры, рассказала НТВ доцент кафедры социальный психологии РГГУ Наталья Долгова. Так она прокомментировала результаты опроса, проведенного экспертами проекта «HR Lab. — Лаборатория HR Инноваций» и платформы «Академия здоровья» для «АльфаСтрахования». Исследование показало, что 37% респондентов считают корпоративы «обязаловкой», а 46% признались, что с ужасом думают о новогоднем корпоративе. Также 33% оказались не против заменить праздник на премию по итогам года. А 5% опрошенных даже пришлось уволиться после такой вечеринки, поскольку они перебрали с алкоголем.
По словам Долговой, отношение к корпоративам зависит от корпоративной культуры в отдельно взятой компании. Например, можно выделить «холодный» — министерского типа. В таком коллективе дистанция между начальством и подчиненными большая. Соответственно, у сотрудников к вечеринкам в кругу коллег отношение сложное.
Наталья Долгова: «Корпоратив должен решать
Если же отношения в компании благополучные хотя бы на уровне первичного коллектива (отдельно взятого подразделения) и на корпоратив есть деньги, вечеринка обычно проходит хорошо и не вызывает раздражения у ее участников.
В организациях, где отношения внутри команды натянутые или даже токсичные, а менеджмент не особо спешит их налаживать, поход на корпоратив становится не просто вынужденной историей для большинства работников, а катастрофой. Этому есть множество объяснений, но главный фактор — отсутствие позитивной корпоративной культуры, традиции делать праздники праздниками. По словам эксперта, нередко вечеринку закатывают по принципу «У всех корпорат — и у нас давайте делать», однако в реальности за этим стоит желание откупиться от сотрудников, которым, например, недоплачивают.
Наталья Долгова: «Получается амбивалентная история. С одной стороны, в токсичных коллективах люди начинают думать: „Зачем мне
Это хорошо просматривалось в 2020 году. Когда случились пандемия ковида и удаленка, корпоративы отменялись, что вызывало большое недовольство среди сотрудников. Им было мало напутственных слов от начальства по видеосвязи, они чувствовали, что их старания никто и никак не компенсировал.
Еще одна проблема, помимо токсичности внутри коллектива, — это игнорирование этого вопроса вышестоящими лицами, считает эксперт. Пока заказчик корпоратива (начальник) не осознает своей проблемы — у него нет такой проблемы. Он не понимает, что людьми надо заниматься, а не просто набирать или увольнять по формальным признакам, рассказала собеседница НТВ.
По мнению Долговой, в России за последние годы укрепилась концепция «свой — чужой» в трудовых коллективах. Здесь эксперт апеллирует к исследованию профессора кафедры социальной психологии СПбГУ Людмилы Почебут, которая в 2001 году опубликовала посвященную этой теме научную работу. В ней утверждается, что «своих» сотрудников в компании оценивают лучше «чужих». Если это неравенство не устранить, «чужие» перестанут стараться и быть лояльными, а
Наталья Долгова: «Сегодня такая история актуальна. Отношение к корпоративам — это маркер того, что происходит в компании. А в них происходит токсичная корпоративная культура, в них руководители, которые все еще считают, что незаменимых нет, и сами сотрудники, которые понимают, что в случае их ухода организация долго плакать не будет. Да, найдут
В свою очередь кандидат психологических наук, директор Московской школы практической психологии при Московском институте психоанализа Гули Базарова рассказала НТВ, что при должном поведении корпоратив может быть полезен для ментального здоровья и карьеры отдельного взятого сотрудника. По мнению эксперта, если вечеринка связана с подведением итогов и обсуждением предстоящих целей, если коллектив работает как одно целое, а
На вечеринке, по словам Базаровой, рекомендуется контролировать себя, наблюдать за коллегами и помнить о том, что деловой этикет — это ответственность, а уже потом возможны неформальные отношения. Неформальность в общении провоцирует демонстрацию искренних чувств, которые поначалу лучше не выражать, особенно новичкам, отметила эксперт. «Можно ли быть искренним и ответственным одновременно, каждый на этот вопрос ответит сам», — добавила она.
Также, по мнению собеседницы НТВ, если позволяет ситуация, на корпоративе можно быть проактивным. Показывая навыки, способности и высокий уровень ответственности за задачи, которые и не возлагались на человека, он может заработать уважение коллег и начальства. Это определенно плюс для карьерного продвижения, заключила Базарова.