Петербургские филологи решили выяснить, как разговаривают современники на родном русском языке.
Сегодня за партами петербургских вузов сидят преподаватели русского языка и литературы, приехавшие
Всего прослушают лекции 150 учителей. Все они наши соотечественники, преподающие русский язык и литературу в Армении, Азербайджане, республиках Средней Азии, Восточной Европе и Прибалтике.
А вот петербургские филологи задумались о том, как владеют русским языком жители России. Три года назад они начали эксперимент по изучению того языка, на котором мы все общаемся каждый день на работе и в быту.
На несколько добровольцев — представителей разных профессий — ученые повесили диктофоны, которые писали все, что человек произносит за сутки. И, наконец, появились первые результаты эксперимента.
Корреспондент НТВ Алексей Кобылков узнал правду о современном русском языке.
Если на темном чердаке вдруг встретить электрика и инженера по технадзору, несложно услышать
Виталий Аршинский не просто инженер. Он — участник эксперимента «Один речевой день».
Виталий Аршинский, инженер по техническому надзору: «Витя, они спрашивают о том, как я таскал с собой диктофон. Еще его здесь выложил, он мне мешал. И мы тут сматерились. Мат — это, брат, как бы в помощь».
Маленький кабинет,
Научный разработчик эксперимента: «Если я вас сейчас попрошу сказать
Уже четвертый год здесь расшифровывают один речевой день 40 человек, пытаясь выяснить, как мы говорим сегодня.
Александр Асиновский, доктор филологических наук: «Мы просто не сосчитали до той поры, сколько слов употребляет человек разного уровня культуры, сколько разных слов человек употребляет в течении дня. Это важно. Мы просто не посчитали этих вещей. Мы не посчитали, сколько раз он связывает слова в предложении, а сколько раз он их просто нанизывает как бы по смыслу и без особенной культуры выразительности».
Выяснилось, что связывать слова друг с другом уже необязательно. Мало того, необязательно употреблять
«Вот наше вот это вот
Сергея в XIX веке назвали бы разночинцем. Работает на заводе, чувствует себя музыкантом. По его рассказу, в армии ему дали по голове горном, и после этого он начал играть на трубе. А в последние несколько месяцев увлекся живописью.
Сергей: «Первоначально в своей жизни хотел бы видеть себя. Видишь, это моя нога, здесь еще не дорисовано. Здесь у меня будет стол. Чтобы я доходил до стола, пил свой чай».
Став участником эксперимента, он не стал стараться разговаривать четче. И иногда, если не видеть артикуляции, понять его бывает сложно.
То, что проглатываются слова, а на стыках возникают совершенно новые звуки, не стало для филологов открытием.
Александр Асиновский, автор проекта, доктор филологических наук: «В идеале, что могло бы произойти? Люди потянутся к хорошим образцам языка, просто потянутся сознательно. Как люди идут в салон красоты для того, чтобы подгримироваться. Так же будут гримироваться в нормальный речевой портрет. Это разновидность красоты. Пока нет зеркала, ты не понимаешь, насколько неаккуратным все выглядит в речевом отношении».
Кстати, по предварительным итогам, женщины говорят на три часа в сутки больше, чем мужчины. Правда, слова предпочитают те же. На первом месте идет «я», после него «не», «вот», «ну», «да». Первый глагол «знаю» — на 40м месте. Первое существительное «время» — на