На текущей неделе президент поздравил молодых ученых с Днем российской науки, отметив важность современных технологий. Что касается теоретической науки, российские ученые и сейчас впереди планеты всей. А вот наука прикладная до недавнего времени в России хромала на обе ноги. Исправить ситуацию может новое поколение ученых.
Сейчас многие отмечают: волна научной иммиграции из России сошла на нет. Юрий Сальковский учился и работал в Штатах, в Силиконовой долине. Но потом решил вернуться домой, в Саратов. Он придумал
Юрий Сальковский, заведующий лабораторией саратовского государственного университета: «Фактически это мембранный материал, который выдерживает гидростатическое давление до 10 метров водяного столба, при этом обладает хорошей паропроницаемостью и воздухопроницаемостью — в 1,
Да, эта
Юрий Гладуш, исследователь лаборатории наноматериалов Сколтеха: «Телефон, который вы сможете сложить в несколько раз и убрать в карман. Или электронное устройство, которое вы сможете прикрепить на тело или встроить в одежду и которое даже не будет видно».
Гибкие дисплеи и в быту удобны, и медиков могут заинтересовать — для миниатюрных тонометров или кардиографов. Пока на рынке мобильных устройств доминируют Америка и Корея. А Китай захватил рынок коптеров, получая до 10 миллиардов долларов дохода в год. Ответ России Китаю готовится в подвале Бауманки.
Олег Махонин, студент МГТУ имени Баумана: «Единственный серийный в мире конвертоплан — это Osprey американский, военных перевозит. Но у американцев есть такая шутка: они не боятся воевать, они боятся летать — вот на самом этом конвертоплане».
У американского Osprey малейшая поломка ведет к катастрофе. Наш дрон не падает даже с двумя подбитыми двигателями. Пригодится геологоразведчикам, киношникам, военным. В министерстве обороны о новинке знают, но исследования пока не финансируют. Да и российский бизнес науку не балует.
Константин Федосеев, студент Владимирского Госуниверситета: «Не каждый инвестор захочет профинансировать такой проект, поскольку нужны большие вливания, очень большие инвестиции. И не сразу они выйдут на окупаемость. А в России, насколько мне известно, инвесторы хотят побыстрее вернуть свои деньги».
Во Владимире студенты хотят делать электромобили, причем
Автоспорт — не только адреналин. В нем испытываются технологии будущего, и студенты Бауманки это понимают. Их следующий шаг — молодежный родстер «Крым». Компоненты от «Лады Калины», но подвеска переработана, двигатель расположен по центру, съемная крыша, задний привод. В следующем году хотят наладить мелкосерийное производство — может быть, по 1000 машин в год. И цена, как обещают, будет приемлемой.
Еще одна модная «фишка» — автомобиль без водителя. Оказывается, отечественные опытные образцы уже курсируют в «Сколково» и технопарке города Сочи. Не хуже «гугломобиля». Другая технология, разрабатываемая тем же Google, — «облачные» заводы. Но и эта концепция, оказывается, придумана нашими учеными еще 20 лет тому назад. Станки, связанные в единую сеть и управляемые заказчиком дистанционно, с любого планшета или телефона через интернет.
Евгений Зведенюк, студент кафедры
Дешево, без посредников, и заказы распределяются по всему миру. Программа подбирает оптимальный вариант: эту деталь быстрее сделать в Шанхае, а эту — в Таганроге. Сейчас за эту идею ухватились многие. Можно создать целый завод, не покупая ни одного станка. Пока что речь идет о виртуальных моделях, но по мнению аналитиков, именно они станут основой для грядущей Четвертой технологической революции. И российские разработчики программ для «облачных» предприятий ничуть не отстают от зарубежных.